Введение:
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Становление правого государства невозможно без утверждения независимой судебной власти и ее всесторонней правозащитной деятельности.
«Советские суды на протяжении многих десятилетий партийно-коммунистической власти были подчиненными и послушными звеньями машины классового насилия. В идеологии и на практике господствовала известное ленинское положение о том, что диктатура пролетариата есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. В этих условиях объективное правосудие и независимый суд были просто невозможны.
Унизительное положение суда и судей, их полная подчиненность партаппарату и правящей номенклатуре были общеизвестным фактом. О господстве в советских судах так называемого «телефонного права» (т.е. устные директивы от вышестоящих звеньев номенклатуры) знали все. Поэтому конституционная декларация тех лет о том, что «судьи независимы и подчиняются только закону», в неофициальном варианте звучали так: «Судьи «независимы» и подчиняются только райкому»».
Глава 6:
Согласно Федерального Закона «О мировых судьях Российской Федерации»1: мировые судьи, являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Мировые судьи вправе рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Круг рассматриваемых дел определен ст.3 выше указанного Закона: уголовные дела за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брак, если между супругами отсутствует спор о детях; иные дела из семейно-правовых отношений; дела по имущественным спорам при иске, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе.
Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшемся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции.
Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации (ст5 Закона « О мировых судьях РФ»).
Заключение:
Судебная система России достаточно сложна. Имеются значительные расхождения и противоречия в законодательстве относительно подведомственности дел тому или иному суду, отдельных правил судоустройства и исполнения решений судов. И все-таки можно говорить о единстве судебной системы России. Такой вывод следует из того, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; все суды применяют Конституцию и другое законодательство РФ; судебные постановления исполняются на всей территории России; все судьи имеют единый статус; финансирование всех судов осуществляются из федерального бюджета (ст.124КонституцииРФ и ст.3 Закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Организация и порядок деятельности судебной власти определяются законами Российской Федерации, и основывается на следующих конституционных принципах.
1. Осуществление правосудия только судом.
2.Законность. Базовые принципы деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, которыми регламентируется организация и порядок практики.
3.Независимость судей и подчиненность их только Конституции РФ и федеральному закону. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливается.
Независимость судей обеспечивается и их неприкосновенностью. В соответствии со ст.122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.