Введение:
Такими словами начинается текст Конституции Российской Федерации (далее по тексту Конституция РФ), государства, гражданами которого мы являемся.
На мой взгляд, эта преамбула передает самую суть Основного Закона нашего государства: здесь присутствуют и основы конституционного строя («утверждая незыблемость ее демократической основы»), освещенные в Главе 1; и права и свободы человека и гражданина («утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие»), рассмотренные в Главе 2; и федеративное устройство («государственное единство… принципов равноправия и самоопределения народов»), которому посвящена Глава 3, а также показаны все основные моменты, представленные в остальных главах Конституции РФ.
В теории государства и права Конституции дается следующее определение:
Конституция – единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.
Таким образом, Конституция Российской Федерации, да и любого другого государства, является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти.
Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, о чем явно сказано в статье 15 пункте 1, где указывается, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» , она не должна быть подвержена постоянным изменениям.
Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.
Стабильность является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок
Однако стабильность Конституции не означает её неизменности, так как Основной Закон государства должен отражать изменения в тех отношениях, которые он регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить современность Конституции, соответствие ее реальному периоду времени и развитию страны.
Глава 3:
Основные линии конституционного конфликта четко выступают при анализе поправок к Конституции, предложенных различными политическими силами и органами власти. Среди них – Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные органы субъектов Федерации, отдельные депутаты Государственной Думы, которые являются главным источником законодательных инициатив.
Всего за время существования Конституции (почти 11 лет) было выдвинуто на рассмотрение в Государственную Думу 28 проектов федерального закона «О поправках к Конституции Российской Федерации». Стоит учесть тот факт, что ввиду «жесткой» системы изменения российской Конституции, ни одна из них не была принята. Преобладающая часть поправок к Конституции, голосовавшихся в Государственной Думе, была отклонена еще на стадии первого чтения, некоторые законопроекты были возвращены субъекту законодательной конституционной инициативы для выполнения требований Конституции РФ и регламента Государственной Думы.
Обращает на себя внимание общая направленность этих инициатив. Крайне мало поправок, касающихся глав 2 «Права и свободы человека и гражданина», 3 «Федеративной устройство»; полностью отсутствуют законопроекты о внесении изменений в главы 1 «Основы конституционного строя», 8 «Местное самоуправление». Что удивительно, так как, если отсутствие законопроектов о поправках к главе 1 еще можно объяснить тем, что это повлечен за собой пересмотр всей Конституции (хотя законопроекты о поправках к главам 2 и 9 были внесены в Государственную Думу), то отсутствие интереса к главе 8 становится просто необъяснимым.
Из общего числа выдвинутых поправок, большая часть посвящена проблема перераспределения власти и компетенции властей, прежде всего – Государственной Думы, Правительства и Президента Российской Федерации. Если распределить все выдвинутые поправки по главам Конституции, то (не считая вышеупомянутые главы 1, 2, 3, 8, 9) можно констатировать. что наибольшее число законопроектов о внесении изменений приходится на Главу 5 «Федеральное Собрание», далее идет Глава 4 «Президент российской федерации», Глава 7 «Судебная власть», Глава 6 «Правительство Российской Федерации».
В настоящее время всего три проекта федерального закона «О поправках к Конституции Российской Федерации» находятся на той или иной стадии рассмотрения:
1. Проект федерального закона N 99039592-2 "О внесении изменений и дополнений в часть 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации" (внесен Сахалинской областной Думой) – Суть: часть 4 статьи 129 Конституции РФ изложить в следующей редакции: «Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации». Состояние: апреля 2003 года законопроект принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 167;
2. Проект федерального закона N 99046639-2 "О внесении изменения в статью 83 Конституции Российской Федерации" (внесен Волгоградской областной Думой) – Суть: исключить пункт "к" статьи 83 Конституции Российской Федерации. Состояние: 8 апреля 2003 года законопроект принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 167;
3. Проект федерального конституционного закона N 95012825-1 "О поправках к статьям 83, 102, 103, 110 Конституции Российской Федерации" (внесен Московской областной Думой) – Суть: Внести следующие поправки в Конституцию Российской Федерации:
Статья 1. Пункт "а" статьи 83 Конституции Российской Федерации изложить в следующей редакции: «а) назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства Российской Федерации, министра иностранных дел Российской Федерации, министра экономики Российской Федерации, министра финансов Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, председателя государственного комитета Российской Федерации по управлению имуществом»;
Заключение:
Конституция Российской Федерации 1993 года вошла в жизнь каждого россиянина: люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав.
Ныне действующей Конституции РФ всего 11 лет, но вопрос о внесении изменений в ее текст выдвинулся на одно из центральных мест в текущей общественно-политической жизни уже через три года после ее принятия. Эта тема актуальна и сейчас. Так, за все время существования Конституции 1993 года, было внесено на рассмотрение в Госдуму 28 законопроектов «О поправках к Конституции Российской Федерации».
Подробно рассмотрев и проанализировав Главу 9 Конституции РФ, отметим, что принципиально важно, чтобы поправки к Конституции той или иной страны, не только России, оправданны лишь в той мере, в какой они устраняют ее правовые дефекты, без которых не обходится ни одни юридический документ, тем более Основной Закон: восполняют пробелы, ликвидируют противоречия, восстанавливают нарушенный баланс прав и обязанностей субъектов права.
Готовить и рассматривать конституционные поправки нужно системно, способствуя развитию процедур реализации норм Конституции, обеспечению связи между измененяемыми и сохраняемыми статьями Основного Закона. Необходимо также прогнозировать правовые последствия внесения конституционных поправок, их влияние на действующие нормативно-правовые акты, а также предвидеть экономические, социальные, политические и культурные последствия их внесения.
Установленный главой 9 порядок изменения и дополнения Конституции РФ, а также ее пересмотра, относящий ее к разряду «жестких», с одной стороны обеспечивает стабильность Конституции – одно из важнейших достоинств, определяющих место Конституции в системе действующего законодательства. Стабильность Конституции стабилизирует всю правовую систему, государственную и общественно-политическую жизнь. Однако, с другой стороны, чрезмерно усложненный порядок изменения Основного Закона, предусмотренный в действующей Конституции РФ, имеет и свои негативные стороны: Конституция перестает быть динамичной, работать как "живой" закон, она просто застывает в своем развитии, отставая от идущего вперед общества.
Однако, несмотря на некоторые «пробелы» в конституционном законодательстве нашей страны (например, отсутствие принятого Федерального закона «О Конституционном Собрании» и некоторые другие), действующая Конституция, на мой взгляд, демонстрирует достаточную «продуманность» и «завершенность» для полноценного и стабильного развития Российского общества.