Введения:
С принятием Конституции России 12 декабря 1993 г. в развитии теории разделения частей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени. Особое место в системе разделения властей современного российского государства занимает Президент. В целом институт президентства за последние десятилетие существенно расширил свою конституционную географию, в частности за счет постсоветских стран, где происходит коренные преобразования общественно-государственного устройства. Причем в динамике развития этого института нетрудно усмотреть объективно обусловленный вектор развития президентской власти, острие которого направлено на формирование института сильного президента. Данная тенденция нашла свое отражение в российской Конституции, важной особенностью которой стало значительное усиление полномочий Президента и закреплению его особого статуса в системе разделения властей.
С момента принятия Конституции РФ и по сегодняшний день вопрос о правильности сделанного в ходе референдума выбора в пользу сильных прерогатив Президента остается предметом многочисленных дискуссий. Мы живем, говорят критики, в условиях абсолютно недемократической, более чем монархической Конституции. Нынешняя Конституция, возражают их оппоненты, - самая демократическая в истории России. Она обеспечивает политическую и социальную стабильность, которой не было до ее принятия. Ее большую остроту приобретает этот вопрос с появлением на политической арене фигуры нового лидера. У нынешнего Президента благоприятные стартовые возможности: его устойчиво высокий рейтинг, достаточно лояльное к власти Государственная Дума, где погашены основные очаги сопротивления. В этих условиях может проявиться, так характерная для России, тенденция к монополизации и бесконтрольности власти, авторитарности управления. И так как исторический опыт учит нас, что любая власть всегда будет стремиться к приоритету, важно, чтобы Президент РФ, формально оставаясь в рамках полномочий, предоставленных ему Конституцией, фактически еще больше не усилил свою власть. Это может предотвратить лишь хорошо отлаженный механизм «сдержек и противовесов», устанавливающий необходимые ограничения власти Президента и власти назначаемых им лиц. Поэтому столь актуальным на сегодняшний момент является выяснение реального статуса Президента РФ и его полномочий, определение действенности и эффективности закрепленной в Конституции системы «сдержек и противовесов».....
Глава 2:
Важная особенность новой Конституции России – значительное усиление полномочий Президента. Это, безусловно, существенным образом сказывается на взаимоотношениях главы государства с Федеральным Собранием, так как эти отношения – центральный «нерв» государственного механизма стран, имеющих институт президентства. Анализ Конституции РФ свидетельствует о своеобразном перемещении центра тяжести государственной власти с представительных органов законодательной власти на исполнительную: прежде всего на Президента России.
С.А. Авакьян отмечает, что возможности Президента РФ стали такими большими, что можно говорить о его главенствующем положении по отношению к парламенту внутри разделения властей.
В отношениях с законодательной властью это предопределяется тем, что Президент обладает такими весьма реальными рычагами воздействия, как право роспуска Государственной Думы и право назначения выборов в Государственную Думу, право законодательной инициативы, право отлагательного вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием, право издавать неподзаконные указы, право назначения референдумов. Законодательная власть в свою очередь, так же имеет определенные рычаги обратного воздействия: полномочия Государственной Думы по решения вопроса о доверии Правительству РФ, дача Государственной Думой согласия на предложенную Президентом кандидатуру на пост Председателя Правительства, право Совета Федерации на основе выдвинутого государственной Думой обвинения против Президента РФ на решение вопроса об устранении его от должности. Данные и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную и оказывают определенное «сдерживающее» по отношению к ней воздействие. Однако по своей силе они как будет показано ниже, заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти, а точнее Президента на законодательную власть.
Пункт 1 ст.90 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право издания указов и распоряжений, причем если Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнении Конституции федеральных законов и нормативных указов Президента (ч.1 ст.115 Конституции РФ), то указы Президента всего лишь не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ). Это означает конкурирующую нормотворческую компетенцию номинального законодателя (Федерального Собрания) и Президента. Так, если вопрос не урегулирован законодательно, Президент имеет право издать по этому вопросу свой нормативный акт; Президент может внести законопроект, а в случае его отклонения – издать по этому вопросу указ; Президент может реализовать свое право отлагательного вето, отклонить федеральный закон и издать по этому вопросу указ. Нормативные акты Президента имеют силу закона до тех пор, пока иное не установлено вступившим в силу федеральным законом Конституционный Суд РФ признал такое положение не противоречащим Конституции.
Можно было бы согласиться с позициями Президента, если бы не ряд серьезных обстоятельств. Прежде всего, в силу указания Конституции либо в силу правовой логики вообще вряд ли допустимо принятие акта Президента даже при отсутствии закона и необходимости в нем. Например, если ст.6 Конституции говорит о том, что гражданство РФ приобретается и прекращается «в соответствии с федеральным законом», нельзя допустить принятия вместо него указа. Или, к примеру, если Федеральное Собрание принимает законы РФ, логично, что оно и определяет порядок их опубликования и вступления в силу........
Заключение:
Действующая ныне Конституция – продукт своего времени. Хотя она принималась в условиях кратковременного подавления сил одной из сторон и во многом была «конституцией победителя» она, несомненно, закрепила позитивные сдвиги, происходившие в стране после 1985 года, и несет на себе отпечаток компромисса. Но идеальных политико-правовых конструкций не бывает и наряду с существенными достоинствами конституционная модель российского правового государства имеет ряд недостатков. В их числе несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ними, сосредоточение огромной власти в руках Президента.
Президент РФ согласно Конституции (часть 1 статьи 80) является главой государства, однако его полномочия отнюдь не номинальны. По своему правовому положению российский Президент может рассматриваться как глава исполнительной власти (наряду с Председателем Правительства РФ).
Кроме того, как показывает опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 года, обладая относительной самостоятельностью ветви государственной власти не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается законодательной и исполнительной ветвей власти. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями, неизменно доминирует президентская, а точнее исполнительная власть.
Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со статьями 83 и 126 Конституции РФ Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом определяется тем, что Президент РФ обладает такими весьма действенными рычагами как право роспуска Государственной Думы, право законодательной инициативы, право издавать неподзаконные указы, право отлагательного вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием, право назначения референдума.
Согласно Конституции, законодательная власть также имеет определенные рычаги обратного воздействия на исполнительную власть. Среди них наиболее существенными считаются: полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству (или отказе в доверии), дача Государственной Думой согласия на предложенную Президентом кандидатуру на пост Председателя Правительства, право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента решать вопрос об отстранении его от должности. Но данные полномочия заметно уступают средствам воздействия Президента на законодательную власть.....