Введение:
В последние годы, основываясь на опыте зарубежных стран, бухгалтер-ский учет подразделяют на финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям). Управ-ленческий - охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой организации. Частью общей сферы управленче-ского учета является производственный учет, под которым понимается учет из-держек производства и анализ экономии или перерасхода по сравнению с пре-дыдущими периодами (прогнозами) и стандартами. Основная цель управленче-ского учета - обеспечение менеджеров, ответственных за достижение конкрет-ных производственных показателей, информацией.
Учет затрат, выхода и калькулирования себестоимости занимает домини-рующее место в фирмах развитых рыночных стран, так как является информа-ционной базой для принятия и прогнозирования управленческих решений: ка-кую и сколько продукции производить, сколько и каких производственных за-пасов приобретать, по какой цене будет реализовываться производимая про-дукция и сколько при этом можно будет получить прибыли и т.д. Однако, неко-торые отечественные экономисты считают, что в условиях рынка нет необхо-димости детального учета издержек производства, исчисления себестоимости продукции и выступают за так называемый «котловой метод». Действительно, в условиях рынка, цены на реализуемую продукцию формируются по мере спро-са и предложения, но в основе всех учетных и оценочных данных все же лежит незыблемый принцип - принцип исторической оценки (себестоимости). Прин-цип оценки по себестоимости объективен, так как основан на документальных данных, вытекает из принципа двойственности и во всех странах рыночной экономики является для учета одним из основополагающих.
Предприятия приобрели широкие права в самоуправлении, планировании, организации производства и финансов. На них легла большая ответственность за конечный результат производственной и финансовой деятельности. Основ-ную цель деятельности любого производителя составляет максимизация при-были. Возможности ее получения ограничены, во-первых, издержками произ-водства и, во-вторых, спросом на произведенную продукцию.
Глава 3:
При проведении инвентаризации аудитор не должен входить в состав ин-вентаризационной комиссии, но наблюдая за ее работой, он следит за правиль-ностью выполнения процедур, которые позволят правильно идентифицировать запасы, определить их количество. Аудитор проводит контрольные проверки, время от времени сверяя свои записи с записями инвентаризационной комис-сии. Прежде всего он обращает внимание на дорогостоящие, устаревшие или поврежденные ценности; исследует, хранятся ли запасы третьим лицам отдель-но с тем, чтобы отследить правильность их отражения в учете. На основе этого устанавливается достоверность определения остатков ценностей.
Особое внимание при проведении инвентаризации следует обращать на номера, марки, наименования товарно-материальных ценностей. Иногда при сличении номеров и марок, указанных в паспортах и данных приходных доку-ментов, обнаруживается замена нового автомобильного мотора бывшим в употреблении или дорогостоящего дешевым.
При аудите запасов и незавершенного производства их неправильное от-ражение непосредственно сказывается на финансовых показателях.
При проверке отражения аудитор концентрирует внимание на данных счетов-фактур на товары, поступившие в самом конце отчетного периода, а также данных счетов-фактур на товары, поступившие в самом начале нового отчетного периода, их отражении на счетах бухгалтерского учета.
Затем проводится оценка поступления товарно-материальных ценностей имевшихся в отчетном периоде, на которые счета-фактуры пока не поступили. Аудитор должен убедиться, что они правильно отражены на счетах по ценам последнего поступления от данного поставщика.
Очень важно, чтобы аудитор в целях последующего контроля сразу же по окончании инвентаризации снял копию инвентаризационной ведомости, по-скольку на практике встречались случаи, когда в инвентаризационные ведомо-сти вносились существенные изменения.
В инвентаризационные ведомости составляемые по результатам инвента-ризации включают данные о выявленных излишках и недостачах. Аудитор про-веряет правильность данных, включенных в инвентаризационную ведомость, то есть проводит сверку фактического наличия основываясь на своих записях ре-зультатов инвентаризации и учетных данных. При этом аудитор обращает вни-мание на возможные признаки, свидетельствующие о сокрытии недостач, а именно: неоговоренные исправления цен, количества и сумм отдельных това-ров (материалов) в ведомостях, подчистки записей; добавление и дописки цен в инвентаризационные ведомости; исправленный подсчет единиц товара по стра-ницам описи; проверки отдельных товаров в конце описи и другие.
Если по результатам проведенной инвентаризации выявлены расхожде-ния фактического и учетного количества, то необходимо выяснить:
а) насколько часто встречаются расхождения и какова их значимость;
б) влияние этих расхождений на план выборочной аудиторской проверки.
Если общая сумма превышает допустимую ошибку, то аудитор должен принять решение о том, как следует оценить сальдо отчетов товарно-материальных ценностей. Вероятнее всего аудитор увеличит объем выборки, однако, если очевидно что уровень ошибок слишком высок, то простейшим способом разрешения проблемы будет требование аудитора к клиенту сплош-ной инвентаризации запасов в ближайшие сроки и о совершенствовании систе-мы внутреннего контроля.
Если по результатам проведенной инвентаризации выявлены расхожде-ния фактического наличия и учетных данных, должен быть выпущен приказ руководителя предприятия и в соответствии с его предписаниями расхождение должно быть исправлено. Учетные данные следует заменить фактическими или же, если материально-ответственное лицо не согласно в недостаче, его доводы должны быть проанализированы и проведена повторная инвентаризация. Кроме того, проверяется своевременность и эффективность взыскания с ответствен-ных лиц задолженности по недостачам ценностей, выявленные за прошлые пе-риоды.
Практика показывает, что учет выявленных излишков и недостач ведет к отклонениям от предписанных норм бухгалтерского учета, например, часто не-достачи засчитываются излишками в отношении разных товаров, излишки и недостача неверно отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Товарно-материальные ценности должны приходоваться в соответст-вующих единицах измерения. Приемка и оприходование товарно-материальных ценностей от поставщиков может оформляться приходными ордерами, выпи-сываемыми на основании расчетных и других сопроводительных документов поставщиков, но на фактически принятое количество ценностей.
Особенно тщательно аудитор должен анализировать документы на спи-сание материалов в производство и их нормирование. Наибольшее распростра-нение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные (лимит-ные) карты.
Заключение:
В процессе выполнения работы мы рассмотрели организацию учета, дви-жения товарно-материальных ценностей на предприятии, а также обеспечение сохранности материальных ценностей на основе изучения материалов и анализа хозяйственной практики. Нами были сделаны ряд выводов и предложений в сфере рассматриваемых вопросов.
В заключении обобщим полученные нами результаты. Таким образом, при рассмотрении материальных ценностей как объекта учета и контроля, т.е. ис-следуя их мы пришли к следующим выводам:
Огромную роль в решении этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересован-ных лиц необходимой информацией для эффективного управления производст-венными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высокока-чественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в час-ти рационального использования материалов.
Необходимое условие деятельности предприятий - хорошо отлаженные хо-зяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непре-рывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации.
Четкая классификация материально-производственных запасов по опреде-ленным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и правильной организации синтетического и аналитического учета.
Важной предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет значение и для более эффективной организации обработки данных учета. На рассматриваемом предприятии учет ведется по фактической себе-стоимости.
Учет материальных ценностей на предприятии отвечает как условиям производственного потребления материалов, так и требованиям организации складского хозяйства, и обеспечивает выполнение одной из основных задач учета - контроль за сохранностью материальных ценностей во время их прием-ки и хранения.
В ходе рассмотренных вопросов контроля за сохранностью и движением товарно-материальных ценностей в ОАО «Удмуртнефть» можно выделить ряд положительных моментов. Во-первых, ежемесячно заведующий складом со-ставляет справки о залежалых и исходовых товарах, что позволяет руководите-лю эффективно координировать обеспеченность производства, а также позво-ляют осуществлять контроль за состоянием производственных запасов. Бухгал-тер бухгалтерии 2 раза в месяц предоставляет оперативный отчет главному бухгалтеру о состоянии запасов, что дает возможность получить полную кар-тину об остатках на складах предприятия и выписывать накладные на отпуск на сторону в соответствии с фактическим наличием материалов.
Следует отметить, что на данном предприятии ведется учет входящей и исходящей документации, а также составляются акты сверки по реализованным товарно-материальным ценностям.