Введение:
В литературе имеются, достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвоз-вратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социаль-но-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет фи-нансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой ха-рактер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при усло-вии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существова-ло также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобре-тение заемных денежных средств по случаю особых событий, таких как осно-вание и расширение производства.
Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают обеспечение потребно-сти в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предпри-ятия. То есть финансирование предприятия – это все необходимые мероприя-тия для поддержания финансового равновесия предприятия. Иногда к финанси-рованию также относят возврат заемных средств.
В экономике, где деньги используются как средство обмена, приобретение производственных факторов требует денежных средств. Вот почему задачей предприятия является следить за тем, чтобы необходимые производственные факторы были приобретены за счет денежных средств, в соответствии с целями предприятия. По этим причинам определение финансирования, как покрытия текущих затрат за счет выручки и обеспечение расширенного воспроизводства, ставится на передний план.
В тесной связи с финансированием стоит понятие финансы предприятий. Финансы предприятий являются важнейшим элементом хозяйственного меха-низма, коммерческого расчета, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых эконо-мических отношений, связанных с образованием и использованием денежных ресурсов для нужд производства и воспроизводства. Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругообо-рота средств предприятий.
Глава 5:
Задачи планирования бюджетных учреждений отражают проблемы, обу-словленные современным состоянием отрасли, методов и инструментария пла-нирования, а также существующими общественными отношениям. Поэтому за-дачи планирования не могут оставаться неизменными по мере развития отрас-ли, процесса в научных методах планирования, изменения общественных от-ношений. Планирование является одним из методов управления развитием от-расли и как сложная социально-экономическая категория может рассматри-ваться с различных сторон. С технологической точки зрения планирование за-ключается в разработке системы планов, отражающих различные стороны дея-тельности бюджетных учреждений или развития отдельной территории, сети. Но существует и социально-экономическая сторона планирования, заключаю-щаяся в учете при планировании не только общественных законов развития, но и экономических и иных интересов. Действительно, планирование - это мощ-ный рычаг, эффективное средство решения стоящих перед бюджетными учре-ждениями задач. А трактовка этих задач напрямую связана с экономическими интересами бюджетных учреждений.
Основные задачи планирования развития бюджетных учреждений на со-временном этапе заключаются в следующем:
обеспечить снижение удельной затратности оказания услуг;
оптимизировать структуру и размещение бюджетных учреждений;
снабдить бюджетные учреждения реальным экономическим инструмен-том, позволяющим находить грамотные управленческие решения;
способствовать выработке рационального хозяйственного механизма от-расли;
содействовать распространению прогрессивных форм оказания услуг,
содействовать научно-техническому прогрессу и т. д.
Общая схема планирования бюджетных учреждений в новых условиях хо-зяйствования может быть представлена в следующем виде;
определение основных целей и функций;
определение видов и объемов услуг, оказание которых ведет к достижению поставленных целей;
формирование структуры (состав подразделений, система управления);
определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресур-сах, необходимых для выполнения объемов;
расчет предполагаемых поступлений средств;
корректировка плановых показателей;
определение показателей, наиболее полно и точно характеризующих сте-пень достижения целей и которые необходимо поэтому стимулировать.
Доведению нормативов и других плановых показателей должна предшест-вовать большая подготовительная работа. Должны быть учтены следующие ос-новные данные:
половозрастная структура населения, являющаяся одним из факторов, оп-ределяющих уровень потребности населения;
уровень образования, определяемый кроме половозрастного состава эколо-гическими, социально-экономическими и иными условиями;
уровень обращаемости, связанный с уровнем образования, сложившимися традициями и т. д.
Нужно отметить, что вышесказанное далеко не исчерпывает всех особен-ностей планирования бюджетных учреждений на современном этапе. В частно-сти, следует обратить внимание на проблему увязки планов с их реальным ре-сурсным обеспечением. Бесспорным достоинством прежней системы планиро-вания было то, что планы сметы расходов имели гарантированное финансовое обеспечение и т. п. рассчитывались с учетом финансовых возможностей обще-ства, а с другой стороны, благодаря устойчивости финансовой системы цен-трализованному характеру финансирования бюджетных учреждений, когда размер ассигнований на содержание бюджетных учреждений не зависел от со-стояния местных бюджетов.
Заключение:
Таким образом, в данной работе рассмотрено состояние бюджетных учре-ждений в России в переходный период, организация деятельности бюджетных учреждений и основные направления повышения эффективности финансирова-ния бюджетных учреждений.
Как показал анализ, сегодня бюджетные учреждения, с одной стороны, по-лучило определённые свободы действия, с другой - находится в кризисном со-стоянии, так как любая система свободна только тогда, когда она экономически свободна.
В то же время, как видно из проведенного экономического анализа, бюд-жетное финансирование на сегодня не обеспечивает покрытие расходов, так как некоторые статьи вообще не финансируются. Поэтому задачами бюджетных учреждений в области экономики являются:
привлечение нетрадиционных источников;
оптимальное использование собственных резервов;
деятельность администрации в области обоснования получения дополни-тельных ресурсов.
Средств, выделяемых из государственного бюджета, катастрофически не хватает. В связи с этим сделан вывод о том, что бюджетные учреждения само-стоятельно должны изыскивать дополнительные источники внебюджетно-го финансирования своей деятельности.
На мой взгляд, основными из них являются:
оказание дополнительных услуг;
совершенствование финансово-кредитного механизма;
введение страхования услуг;
совершенствование механизма взаимозачетов;
развитие производственных лабораторий;
вступление на рынок труда с предложениями квалифицированных специалистов;