Введение:
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, государственным долгом Рос-сийской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Рос-сийской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной сис-темы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных га-рантий;
Глава 2:
Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность быв-шего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантиро-ванным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 го-да. Сумма основного долга составляет 24 миллиарда долларов, процентные платежи - 8,3 миллиардов долларов. Cумма долга разбита на две части. Основ-ной долг (Principal Loan) планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Их эмитентом будет выступать Внешэкономбанк, они бу-дут зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже. Предусмотрено обращение этих облигаций как в России, так и за ее пределами (в Европейской клиринговой системе Euroclear). Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэко-номбанк, они согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года будут приравнены по статусу к долговым обязательствам государства .
Новые финансовые инструменты могут оказаться весьма интересными как для российских, так и иностранных банков. По словам начальника управления ресурсов Внешэкономбанка Алексея Акиньшина, если в 1997 году котировки Principal Loans ( в тот период они уже торговались на предварительной основе - when and if issued basis) составляли около 58%-60% номинала, то в 2001 они стили уже 76%. Таким образом на стандартном лоте в 10 миллионов долларов промежуточный участник сделки мог заработать 1,6 миллионов живых денег.
Заключение:
В заключение. говоря о внешнем долге России, на мой взгляд, нельзя хотя бы кратко не остановиться на внутреннем долге России и связанных с взаимоот-ношением этих двух видов долгов проблем и противоречий.
Суммарный объем государственного внутреннего долга на 1 января 2003 г. составлял 318 трлн. руб., или около 19 % ВВП. Согласно классификации, виды государственного долга с кодами 001-010 включаются в состав госдолга СССР. Строка классификации с кодом 027 относится к государственному долгу индек-сационного типа . Остальные виды долга составляют государственный долг кредитного типа (см. прил. 2).
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финанси-рования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимст-вований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр.