Введение:
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным......
Глава 2:
Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе развития российской экономики она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на концепции активного участия не только государства – регулятора, но и государства – собственника рыночных процессов.
В основу предполагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.
В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:
- пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;
- место ушедшего от управления экономикой государства тот час же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного;
- потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.
Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают:
- формирование и усиление государственного сектора экономики;
- государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса;
- государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов;
- государственное управление на региональном уровне.
На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах. Дивиденды от всей государственной собственности составили 400 млн. рублей. В 2001 году поступление дивидендов резко сокращается, и их объем не превысил 0,03% от доходов бюджета. Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически не дает дохода государству. ....
Заключение:
Таким образом, на основе анализа приведенного материала, можно сделать следующие выводы.
Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структура спроса на общественные товары.
В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.
Выход государства за отчерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий. ....