Введение:
В принципе говорить об экономике и экономической политике в России можно сколь угодно много. Эта тема очень обширная и достаточно благодарная в том смысле, что на ее примере можно иллюстрировать и делать предметом дискуссий самые различные гипотезы и положения.
Было бы полезным еще раз обратиться к опыту десятилетия 1990-х годов и политики, которая проводилась все это время сменявшими друг друга "рыночными" правительствами, попытаться оценить, что именно из задуманного не получилось и почему, и в чем, собственно, причины того, что спустя довольно длительное время после начала реформ мы имеем в стране общественно-экономическую систему, принципиально отличающуюся от модели, взятой в свое время в качестве ориентира.
Говоря о десятилетии, которое в общественном сознании устойчиво ассоциируется с понятием "рыночные реформы", прежде всего, необходимо признать, что экономические реформы привели к результату, отличному от общественных ожиданий, а также от целей, провозглашавшихся инициаторами и сторонниками общественных перемен. Все же более важными представляются качественные задачи и цели, в первую очередь создание в стране новой социально-экономической системы, поскольку в долгосрочном плане именно она, эта система, определяет и степень динамизма экономики, и уровень жизни населения, и перспективы решения основных общественных и экономических проблем.
Актуальность данной темы заключена в том, экономическая система в России в результате, безусловно, кардинально изменилась по сравнению с советским периодом. В то же время сформировавшаяся новая система коренным образом отличается не только от советского планового хозяйства, но и от первоначально провозглашенных целей и ориентиров. В принципе, то, что при реформировании экономики реальность может в итоге отличаться от первоначальных планов - нормально и естественно. В конце концов, экономика - это не физика, и точное прогнозирование, не говоря уже о планировании, здесь в принципе невозможно. Проблема - в том, что в нашем случае расхождения имеют очень глубокий, принципиальный характер.
Глава 2:
Десятилетняя практика трансформации социально-экономической системы в России убедительно доказывает, что необходима продуманная реально действующая система мер реализации экономической политики, принятых макроэкономических решений. Многие, казалось бы, разумные и обоснованные решения оказались нереализованными из-за отсутствия такой системы мер реализации.
В этой области достаточно много проблем. Изучение мирового опыта в области реализации экономической политики и программ развития позволяет выявить проблему необходимости постоянного совершенствования методов государственного воздействия на экономику, сведения различных инструментов государственного воздействия в единую систему мер и институтов целевого, перспективного регулирования. Ее центральным звеном стала бы выработка экономических, социальных, политических мероприятий различного временного диапазона функционирования - механизма, с помощью которого государство может реализовать провозглашенные ими цели и программы. Эти мероприятия, осуществляемые целенаправленно и в комплексе, придают институту государственного регулирования новые черты. Во-первых, оно приобретает не просто антициклический, а непрерывный характер; во-вторых, не ограничивается отдельными экономическими процессами, а стремится охватить все аспекты хозяйственного развития во взаимосвязи. В условия демократического правового государства необходимо чёткое законодательное регулирование этой сферы. Передовой зарубежный опыт, как и российский опыт, показывают примеры системного, комплексного решения этой задачи.
Необходимость проведения такой работы была заявлена в публикации “Нужен ли России кодекс государственного регулирования социально-экономического развития”. Такой кодекс должен представлять собой не только правовые нормы, обязывающие государство, его структуры разрабатывать комплексную стратегию и программы развития, но и согласованные меры, инструменты реализации стратегии и программ, предусматривать ответственность государственных чиновников и органов власти перед другими участниками хозяйственной деятельности.
Кодекс государственного регулирования экономики Российской Федерации, по нашему мнению, должен закрепить законодательно функции государства в сфере регулирования экономических отношений, определить цели и формы его вмешательства, предусмотреть порядок взаимодействия государства с участниками экономического процесса.
В соответствии со ст. 7.1 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п. 2 ст. 7 определены задачи государства в сфере обеспечения социально-экономических условий жизни граждан Российской Федерации. Таким образом, государство несет ответственность перед гражданами страны и обязано гарантировать населению удовлетворение основных социальных стандартов. Однако цифры и показатели свидетельствуют о том, что программные установки и декларации были слабо обоснованы и недостаточно проработаны. Резкое сокращение функций государства в сфере экономики не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды и положительными сдвигами в экономике. В условиях переходного периода формирующийся свободный рынок не может обеспечить без государственного регулирования перераспределения ресурсов в тех колоссальных масштабах, которые необходимы для превращения милитаризованной экономики страны в социально ориентированную рыночную экономику.
Заключение:
Что делать в сложившейся ситуации; есть ли возможность выхода из заколдованного круга, несовершенной структуры и неэффективности. В принципе, да, но это предмет совершенно особого предметного и обстоятельного разговора. В самом общем они выглядят следующим образом:
1) Необходима не просто активизация усилий, а смена общей концепции и приоритетов. Настоящая экономическая реформа, которая в России так еще и не произошла, должна начинаться с институциональных преобразований, в первую очередь с безусловного приоритета прав личности, включая право собственности, не зависящее от благоволения государства и власти. До тех пор, пока государство будет высокомерно относиться к правам и свободам граждан и полагать, в частности, что эти права могут ущемляться или произвольно "регулироваться" в соответствии с тем, как политики или правительственные чиновники понимают государственные интересы, большая часть хозяйственной деятельности экономических субъектов будет оставаться в "тени" неформальной экономики, благо такая возможность в России в силу ее природных богатств и огромной территории является практически неограниченной.
2) Особенность институциональных реформ, направленных на создание эффективной рыночной системы, состоит в том, что, с одной стороны, государство должно взять на себя гораздо больше в части защиты и обеспечения, личных прав и свобод, чем оно делает сегодня, а с другой - освободить граждан от своего навязчивого участия в ряде других вопросов. В сочетании этих двух вещей нет никакого противоречия, напротив, это единственный шанс на настоящее продвижение вперед. Эффективному рынку необходима бюрократия, но бюрократия в качестве слуги, а не хозяина. Без безусловного приоритета прав и свобод личности произволу бюрократии нет предела, и она превращается из слуги в господина, который душит легальную экономику и вынуждает хозяйствующих субъектов находить себе прибежище в крайне неэффективной неформальной экономике.
3) Естественное выздоровление экономики в принципе возможно, но этот путь очень длинный, и достижение, в конечном счете, успеха отнюдь не гарантировано.
4) В экономике невозможно в любой момент остановиться и начать все сначала. У нас сформировалась определенная экономическая система со своими законами и определенный тип экономики. Это надо понять, признать и работать с тем, что есть, осуществляя решительные преобразования, но умно и осторожно, без разрушения существующих и худо-бедно, но действующих механизмов, считаясь, в том числе и с их внутренними законами.