Введение:
В XVII веке на Руси не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком нравственное поведение стало предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появились "беспоповские" ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствовали о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывавшее притеснения со стороны церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства - оно пыталось бороться с архиерейским гнётом не "боем", а обличениями.
В 1640-е вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия", который в годы царствования Алексея Михайловича стремился вернуться к старинной русской традиции. К кружку Стефана Вонифатьева примкнул будущий патриарх Никон (в тот момент архимандрит Новоспасского монатыря), а так же Неронов И., Ртищев Ф., Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и другие.
Став патриархом, Никон (1653-1656) поменял свои взгляды и начал стремиться укрепить централизацию русской церкви в связи с изменившейся внешнеполитической обстановкой (воссоединением с Украиной и усилением связей с южнославянскими народами). Церковный Собор и царь одобрили процесс унификации. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатанорвский, Дамаскин Птицкий и другие. Началось исправление
Глава 3:
Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.
Реформа была выгодна многим. Восточным патриархам она была весьма полезна, так как проводилась в согласии с греческими новыми книгами и закрепляла их главенство в вопросах веры и утверждала духовный авторитет, к тому времени на Руси поблекший. Государственная власть тоже видела свою геополитическую выгоду в реформе.
И Ватикан в реформе православной Церкви тоже имел свой интерес. С присоединением Украины к Москве в России стало сказываться юго-западное влияние. В Москву понаехало множество украинских и греческих монахов, учителей, политиков и разных дельцов. Все они были в сильной степени заражены католицизмом, что не помешало им, а может быть, даже и помогло, приобрести большое влияние при царском дворе. Паисий Лигарид, продолжая дело митрополита Исидора, вел в это время переговоры с католическим Западом о соединении русской Церкви с римской. Он пытался склонить к этому и восточных патриархов. Русские же архиереи во всем были послушны царю. В такое-то время и состоялся собор по делу никоновской реформы.
Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двоеперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как великий догмат. Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго Истинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В заключение собор изрек:
Заключение:
В заключение - несколько выводов. Как было показано в реферате, церковная реформа в России в целом закончилась поражением. Это, конечно, звучит парадок¬сально - ведь новые каноны, новые обряды были утверждены, они вошли в церковную практику и сохранились до наших дней, когда православная церковь переживает новый расцвет после семи де¬сятилетий забвения. Но тогда, в середине XVII века, раскол имел два непосредственных результата: снятие с поста идеолога реформы патриарха Никона и отход от официальной церкви боль¬шой части верующих-старообрядцев. После Никона в России не было никогда столь влиятельных патриархов, способных помешать монархам-реформаторам в осуществлении их преобразований.
Таким образом, в лице Никона православная церковь XVII века потерпела двойное поражение - в стремлении стать выше царя и в попытке противопоставить западному влиянию оживление влияния греческого, византийского, не опасного для православ¬ной традиции и господства самой православной церкви в стране.