Реферат по теме: Теория ценности австрийской школы

Название работы: Теория ценности австрийской школы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Эктеория

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРЖИНАЛИЗМА 4

2. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА 6

2.1. УЧЕНИЕ КАРЛА МЕНГЕРА 6

2.2. БЕМ-БАВЕРК 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Выдержка:

Введение:

В 70-х годах XIX века в экономической науке произошла маржиналистская революция или революция предельности. В экономический оборот были введены предельные величины (предельная полезность, предельные издержки, предельная производительность и т.д.). Произошел залповый выброс новых идей. Эту рево-люцию независимо друг от друга совершили три экономиста: У. Джевонс - в Анг-лии; К. Менгер - в Австрии; Л. Вальрас - в Швейцарии. Смысл маржиналистской революции заключался в том, что понятие предельной полезности и других пре-дельных величин позволяло создать новый инструмент анализа экономической ре-альности, использующий математический анализ.

Родоначальники маржинализма видели свою первоочерёдную задачу в созда-нии концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем са-мым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины. Трудовой теории была противопоставлена тео-рия полезности, согласно которой величина меновой стоимости выводится из ин-тенсивности потребности. Не новая сама по себе (у её истоков стояли мыслители 18 в., такие как Э.Кондильяк и Ф.Галиани) теория полезности была усовершенст-вована с помощью предельного анализа (marginal analysis) , который и дал назва-ние новому направлению буржуазной политэкономии.

Предельный анализ впоследствии применялся при построении других ключе-вых маржиналистских теорий – издержек производства распределения, общего равновесия и т.д. Однако было бы неверно думать, что приверженность предель-ным величинам составляет суть маржинализма. Предельный анализ всего лишь инструмент исследования, который использовался многими экономистами до и после 70-х годов 19 в. и, следовательно, ничего не говорит о его существе

Часть 2:

Родоначальником австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921), про-фессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. «Основания полити-ческой экономии», а в 1887 г. – «Исследования о методе социальных наук и по-литической экономии в особенности». Другой представитель австрийской шко-лы – Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах «Про-исхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естествен-ная ценность» (1889), «Закон власти» (1926). Но наиболее видным представите-лем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851-1919) – профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Ав-стрии. Основные труды Бем-Баверка – «Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах» (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Ка-питал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891) и «Теория Кар-ла Маркса и её критика» (1896). В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если К. Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивиду-альные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезно-сти для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал более развёрнутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой теории стоимости, на которой базируется теория при-бавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику «Капитала» К. Маркса, заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно пока-зать несостоятельность его учения о стоимости.

При разработке теории предельной полезности* представители австрий-ской школы использовали различные определения стоимости полезностью ве-щи (потребительной стоимостью), которые развивали ещё Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена, сформулиро-ванные немецким профессором в середине 19 в. Согласно этим законам, в ходе «постепенного насыщения потребностей» полезность вещи якобы падает с уве-личением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следова-тельно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Госсен (1810-18580) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление – как единственный объект исследований. Заслуживающий внимания, и подме-нял экономику психофизиологией. Именно он в работе «Развитие законов об-щественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» (1854) создал первый вариант экономико-математической теории полезности. Но у Госсена полезность последнего блага в запасе называлась не предельной, а «ценностью последнего атома».

Карл Менгер (1840-1921) анализировал экономическое поведение челове-ка. Он исходил из того, что у человека существуют потребности (неудовлетво-ренные желания и стремления). Вещи или действия, которые насыщают по-требности, называются благами. Вещь становиться благом при определенных условиях:

- наличии потребностей;

- способности вещи удовлетворить эти потребности;

- познании человеком этой причино-следственной связи;

- возможности распоряжаться этой вещью.

Заключение:

Главным недостатком австрийской школы оказалось то, что при определе-нии ценности она абстрагировалась от производства – решающего условия об-разования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданности уровня производства. Товар в их концепции вы-ступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости, австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действительности отно-сительная редкость товаров сама определяется их стоимостью. Теоретики авст-рийской школы обосновывали свою теорию предельной полезности, ссылаясь на редкие, не воспроизводимые товары. Но это так же сомнительно, как и по-пытка решать проблему ценообразования на необитаемом острове. Ведь оче-видно, что сама предельная полезность предполагает наличие запасов у про-давца, что в свою очередь предполагает постоянное их производство. Следова-тельно, использование принципа редкости и изолированности хозяйства для решения проблемы ценности неприемлемо.

Но авторы теории предельной полезности не только игнорировали произ-водство, они искажали и картину обмена. Австрийская школа исходила из ус-ловий, нетипичных для массового производства и обмена при капитализме. Её теоретики произвольно утверждали, что для продавца реализуемые товары – только потребительные стоимости, которые удовлетворяют его собственные потребности. В действительности для продавца его товар не имеет непосредст-венной полезности. Для него имеет значение лишь стоимость товара, связанная с затратами труда. На рынке уровень цен на товары устанавливается в зависи-мости от общественно необходимых затрат труда, а продавцы и покупатели в своих субъективных оценках исходят из этого уже существующего уровня цен. Следовательно, сами субъективные оценки имеют производный характер. Не субъективные оценки определяют цены на товары, а, наоборот, они сами опре-деляются этими ценами.

Похожие работы на данную тему