Курсовая теория по теме: История развития сатирических журналов 2-ой половины 19 века

Название работы: История развития сатирических журналов 2-ой половины 19 века

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Журналистика

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ САТИРЫ В 19 ВЕКЕ 4

1.1. ВИДЫ САТИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 4

1.2. САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ШЕСТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ 6

1.3. РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА САТИРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ 11

2. ПИСАТЕЛИ-САТИРИКИ 19 ВЕКА 14

2.1. САТИРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 14

2.2. САТИРИКИ-ХУДОЖНИКИ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Выдержка:

Введение:

Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у ка-ждого народа на достаточно высокой ступени социального развития. Феодальное общество с его разобщенностью и натуральным хозяйством практически не нуж-далось в широким обмене информацией. Только с ростом капиталистических от-ношений — товарного обмена или, по крайней мере, развитием элементов капита-листического уклада и рамках феодализма — появлялись современные способы распространения информации с помощью тиражирования новостей на машинной основе, нарождается журналистика. Вызревание этих условий падает в разных странах на различное время — конец XVI, XVII, XVIII вв. В России журналистика как индустрия информации появилась в начале XVIII в. История русской журна-листики подтверждает это положения.

В целом, к концу XVIII столетия сложилась система печати, достаточно гиб-кая, чтобы удовлетворить потребности читателя. Появились частные издания про-грессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики. Из общего числа изданий обособились специальные журналы: хозяйственные, ме-дицинские, детские и некоторые другие. Родилось совершенно оригинальное яв-ление — русская сатирическая журналистика. Появились первые журналы в про-винции.

В первой половине XIX в. закрепилось высокое социальное положение рус-ской журналистики, определился тип литературно-общественного ежемесячника как ведущий в системе печати. В журналистике много места занимает личностный элемент, авторитет лидера. Главной фигурой прессы становится литературный критик. Не издатель и редактор, а ведущий критик-публицист определяет направ-ление, значение и авторитет издания. Происходит существенный прорыв в области свободы слова благодаря усилиям Герцена и его Вольной типографии в эмигра-ции.

В данной работе мы рассмотрим одно из направлений отечественной журна-листики тех времен – русской сатирической журналистики.

Глава 2:

Безусловно, одним из ярчайших писателей-сатириков тех лет являлся М.Е. Салтыков-Щедрин.

В литературном наследстве писателя 70—80-х годов особое место зани-мают крупные сатирические обозрения — циклы очерков, в которых органиче-ски слиты элементы публицистики и художественной прозы. Это была своеоб-разная, свободная жанровая форма, с относительной самостоятельностью от-дельных очерков и глав, которая позволяла автору быстро откликаться на злобу дня, на жгучие вопросы времени. В своих очерках Салтыков-Щедрин достигал огромной силы сатирической типизации и широты охвата событий внутренней и международной жизни. Самостоятельность отдельных частей не исключала, а, наоборот, предполагала идейно-тематическое единство каждого обозрения и цикла как законченного художественно-публицистического целого.

Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции», дополненные отдельными главами в 1870 и 1871 гг. И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому по-сле реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни России по-сле реформы 1861 года? почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? в чем причина разгрома революционного движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и их чи-тателей.

Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он ус-ловно называл движение 60-х годов. Главная же вина лежит на русских либе-ралах с их постоянной готовностью к компромиссу: «Думали... достигнуть ре-зультата вполне ясного и определенного, но по дороге задались мыслью, чтобы и волки были сыты, и овцы целы — и вышло нечто совсем неожиданное».

Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализ-ма оказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать: крепостное право живет во всем — «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается».

Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же недву-смысленно раскрывает их крепостническую сущность. В «Признаках времени» писатель дал верную характеристику земской реформы. Либералы с радостью встретили положение о земствах, шуму было много, но земства благополучно начали заседать, и никаких ожидаемых либералами «потрясений основ» не по-следовало: пошли только разговоры о том, какое значение имеют белье и руко-мойники в местных больницах. И это образное, сатирическое определение за-нятий земств как деятельности «по лужению рукомойников» надолго вошло в обиход демократической прессы для обозначения роли этих учреждений в об-щественной жизни.

Заключение:

Итак сатира – это бичующее изобличение всего, что не соответствует пе-редовым эстетическим идеалам, гневное осмеяние всего, что стоит на пути к их полному осуществлению. Сатира в корне отрицает осмеиваемое явление и про-тивопоставляет ему идеал.

Юмор видит в своём объективе какие-то стороны, не вступающие в проти-воречие с идеалом. Объект юмора, заслуживая критики, всё же сохраняет свою привлекательность. Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совер-шенствовать, очищать от недостатков, помогая полнее раскрываться всему об-щественно ценному.

В каждой шутке есть доля правды. Правду хотя и уважают, но многие не-долюбливают. А шутку любят все, хотя особого уважения к ней не питают. Ес-ли больше шутки – то литература юмористическая, если больше правды – са-тирическая.

Характерной чертой русской художественной жизни конца 19 века стал бурный расцвет сатиры прежде всего сатирической журналистики. В России вышло несколько сотен сатирических журналов и листков, которые издавались в столице и провинции невиданными до того времени тиражами. Их особенно-стью стали политическая злободневность, публицистичность, следование за конкретным фактом общественной жизни, а в области поэтики - широкое ис-пользование сатирического символа. Основным направлением прогрессивной сатиры тех лет стала борьба за свободу против всяческой реакции - политиче-ской и духовной.

Похожие работы на данную тему