Введение:
Конец одиннадцатой, вся двенадцатая и начало тринадцатой пятилеток ознаменовались беспрецедентными по масштабам и глубине замысла реформами политических и экономических основ общества, объединяемых идеологизированный понятием "перестройка", принесшей народному хозяйству хаос, стагнацию, народу - неопределенность в понимании политики коммунистической партии.
На этом этапе социально-экономические приоритеты превалируют над политико-идеологическими, которые незыблемы, поскольку еще сильной оставалась централизованная командно- административная система.
С 1988 г. начинает раскручиваться маховик процессов, оцениваемых Цен- тром как временные издержки перестройки – рост экономического самосознания в республиках, впоследствии переросшего в осознание необходимости решения этих проблем политическими методами. Назревал здравый, с точки зрения республик, принцип "сильные республики - сильный Союз", но центральное руководство упор- но придерживалось принципа - антипода: "сильный центр – сильные республики", сохраняющий управление по вертикали.
Глава 2:
Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках. Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза. Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев.
Заключение:
После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются такие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации. Отсутствие опыта жизни в ситуации ломки привычных стереотипов и массового объединения определяет разнообразие стратегий выживания населения. Судя по всему, наиболее разрушительный период крупномасштабных реформ завершился. Переживаемый сейчас Россией момент можно назвать очередной сменой стратегии преобразования тоталитарного общества в демократическое. И эта смена обусловлена не столько экономическими, сколько социально-политическими причинами.