Введение:
Роль политических лидеров в обществах, которые осуществляют ради-кальные преобразования, велика. Проблема лидерства для современного рос-сийского общества, осуществляющего переход к демократии, представляет не-сомненный интерес. Дело в том, что в переходных обществах лидеры обретают особый смысл как факторы стабильности, интеграции различных групп интере-сов, выступают инициаторами самих преобразований. В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку, как правило, именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реали-зации, что определяет актуальность выбранной темы.
Однако особенность политического лидерства в современной России за-ключается в том, что в условиях формирующейся демократии проявляются прежние политические традиции лидерства, и в первую очередь в массовом сознании сохраняются устойчивые представления о лидере, чертах, которыми он должен обладать.
Глава 2:
Прошедшие парламентские выборы в России позволили выявить некото-рые тенденции развития в ней политического лидерства. Во-первых, политиче-ский рынок (рынок лидеров и новых идей) оказался достаточно скудным. Но-вых лидеров в политической элите России за прошедшие несколько лет почти не прибавилось. Об этом свидетельствует тенденция повторного использования тех политиков, которые вместе с Б. Н. Ельциным начинали реформы в стране, но потом были на время отстранены от политической власти.
Во-вторых, время лидеров-теоретиков, как и лидеров-романтиков, выдви-гавших интереснейшие, но, как оказалось, трудно осуществимые проекты, фак-тически закончилось. Ушли или уходят из активной политической жизни стра-ны М. Горбачев, А. Яковлев, Г. Попов, Ю. Афанасьев и многие другие. Насту-пило время лидеров-прагматиков типа Ю. Лужкова, способных ставить реаль-ные задачи и изыскивать ресурсы для их решения, учитывающих обстоятельст-ва и ориентирующихся на результат.
В-третьих, чем дальше общество погружается в состояние всеобщего кри-зиса, тем быстрее растет в общественном сознании понимание необходимости выхода на политическую сцену нового поколения лидеров-радикалов, сторон-ников решительных мер, рассчитанных на немедленный результат.
Заключение:
В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостря-ются противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разно-гласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ под-вергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддерживает пра-вительство.
И все же Россия все более утверждается как часть мировой цивилизации, с великим прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.
Затянувшийся переходный период связан с тем, что к началу 90-х гг. наше Отечество столкнулось с рядом таких исторических проблем, которые одно-временно не приходилось решать ни одной стране мира:
переход от унитарного государства к сообществу национальных госу-дарств;
переход от системы планового, социалистического, обобществленного хо-зяйства к рыночной экономике, основанной на частной собственности;
переход от однопартийной тоталитарной системы к демократическому об-ществу, основанному на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.