Введение:
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено раз-личиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использо-вания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и, социального развития, приводит к необходимости централизации в его распо-ряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социаль-ных задач.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспече-нии определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в пере-распределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также меж-ду формами собственности, отдельными группами и слоями населения, что и определяет важность и актуальность выбранной темы. Эффективное использо-вание финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства, важную роль в которой занимало Министерство финан-сов СССР.
Глава 2:
Министерство финансов СССР имело право:
? запрашивать в установленном порядке у органов государственной власти материалы, необходимые для:
? разработки проекта бюджета;
? составления отчета об исполнении бюджета;
? составления отчета об исполнении бюджета в целом по СССР;
? запрашивать у органов государственной власти и организаций данные, не-обходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств бюджета;
? проводить совместно с Министерством экономики СССР экспертизу тех-нико - экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;
? ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством СССР финансирование из бюджета ор-ганизаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
? взыскивать в установленном порядке с организаций средства бюджета, из-расходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством СССР;
? выдавать в случаях, предусмотренных законодательством СССР, ссуды за счет средств бюджета на покрытие временных кассовых разрывов с пога-шением этих ссуд в рамках бюджетного года.
Министерство финансов СССР возглавлял Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Совета Министров СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР. Министр нес персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Министр имел заместителей, назна-чаемых на должность и освобождаемых от должности Верховным Советом СССР.
Министр финансов СССР:
? руководил деятельностью Министерства на основе единоначалия;
? распределял обязанности между заместителями Министра;
? вносил в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров СССР проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
? утверждал положения о структурных подразделениях Министерства;
? назначал в установленном порядке на должность и освобождал от должно-сти работников центрального аппарата Министерства;
? утверждал уставы подведомственных организаций;
Заключение:
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государст-венных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффектив-ного управлениями ими. Правительство страны должно знать сколько у него денег, сколько оно должно из них отдать, когда и кому, а также прогнозировать сколько оно и когда получит доходов. Основным поставщиком этой информа-ции для СССР выступало Министерство финансов.
Собранная Министерством финансов информация позволяло правительст-ву оценить работу органов государственного управления и получить более яс-ное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджет-ной политики. Правительство СССР могло увидеть, кто и как тратит бюджет-ные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами правительства, в структуре государственной исполнительной вла-сти Министерство финансов выполняло роль “кассира” и “главного бухгалтера”.