Основная часть:
Рост городов во Франции повлёк за собой не только рост численности городского населения, но и перестройку традиционных форм феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьян – лично свободные цензитарии, обязанные платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал. В время столетней войны конфисковано много земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким феодалам, активно поддерживающим королевскую власть. В XIV – XV вв. во Франции произошла перестройка сословного строя, выразившаяся во внешней консолидации сословий. Это означало прекращение междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов. I сословие – духовенство. Право на получение десятины, пожертвований, налоговый и судебный суверенитет, свобода от государственных служб и повинностей (но занимали высокие посты в государственной администрации). II сословие – дворянство. Все светские феодалы, которые рассматривались не как вассалы короля, а как его слуги. Сначала зажиточные горожане и крестьяне могли стать дворянами, но дворяне добилось того, что покупка имения не давала дворянского звания. Привилегии: исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав; право на титулы, гербы, иные знаки дворянского достоинства, судебные привилегии, свобода от налогов. Единств. обязанность дворян – несение военной службы королю. Дворянство само по себе неоднородно. Остальные – "третье сословие". Члены этого сословия – неблагородные – не имели каких-либо личных или имущественных прав. Единственное податное сословие. Людовик отнял у феодалов право чеканить монету, вести войны. Существенно ограничена сеньориальная юрисдикция. В 1302 г. Филипп Красивый впервые созвал Генеральные Штаты (название – с 1484 г.). Периодичность созыва не установлена – этот вопрос решал король. Это – орган, представляющий имущие слои французского общества. Важное место в системе центрального управления занимал Большой совет (с 1314 по 1497 г.). ...........
Поэтому светская власть была вынуждена искать себе советников в церковной среде. Население средневековой Европы искренне верило в христианского бога, в связи с этим право отлучения от церкви , которым обладал папа римский, представляло собой действенный способ воздействия на светскую власть. Отлучение от церкви населения какой-либо области или страны вело к прекращению в ней богослужений и всех других видов религиозного обслуживания населения. Авторитет церкви усиливался тем, что она заботилась о бедных, больных, стариках и сиротах, а также в первой половине XI в. возглавила движение против частных феодальных войн за «божий мир» и «божье перемирие» (длящееся фиксированное время прекращение военных действий).
Борьба духовной и светской власти проходит через все средневековье. Она принимала разные формы (борьба пап и императоров, борьба пап и королей национальных государств) и шла с переменным успехом. В борьбе пап и императоров победила церковь, но противоборство папства и национальной государственности завершилось победой светской власти, которую затем закрепила Реформация. Причина успеха церкви заключалась в том, что натуральное хозяйство, которое господствовало в Европе до XI в. и преобладало вплоть до конца XII века содействовало слабости, а затем и номинальности власти императора, который формально назывался императором Священной Римской империи. После Верденского раздела империи Карла Великого (843 г.) границы империи многократно менялись, но по преимуществу она включала территории Италии и Германии (вместе или по отдельности). Причины победы национальной государственности были связаны с постепенной централизацией Франции и Англии на основе развития товарно-денежных отношений и формирования сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.). Максимальное усиление власти папства – XII-XIII вв.
..............
Каноническое право основано на собрании древних текстов, отражающих дисциплину и практику первого тысячелетия христианской истории, а именно:
- правила семи Вселенских Соборов;
- правила, изданные на основании постановлений поместных соборов, которые позже приобрели всеобщее значение;
- святоотеческие правила, то есть советы и указания, данные Отцами Церкви и принятые соборами.
Уже первое знакомство с каноническими текстами показывает, что они являются не системой, не кодексом, а, скорее, случайно объединенными правилами, появляющимися в связи с различными проблемами христианской жизни. Некоторые каноны отражают ситуации, не имеющие никаких аналогов в современном мире. Другие касаются вечных ценностей и поэтому остаются главным критерием и в нашей жизни. Церковь, и в особенности епископы, ответственна за правильное истолкование и применение канонов, в связи с возникающими современными проблемами.
Церковь - "столп и утверждение" истины - провозглашает и защищает вечную и неизменную истину, почему она всегда должна оставаться последовательной в своих суждениях. Но поскольку мы живем в меняющемся мире, способы выражения истины и ее защиты неизбежно меняются. Некоторые канонические тексты со временем теряют свое значение, и тогда Церковь вправе применить другие и лучшие методы защиты истины или социальных ценностей, заключенных в канонах.
В то же время Церковь обязана изъяснять каноны современным языком. Но, поступая так, она не должна забывать об основных элементах христианской веры: современный язык должен быть не только средством перевода; он должен выражать те основы, на которых стоят каноны и их незыблемый авторитет, так как многие каноны издавались именно с целью выразить христианскую веру.
...........