Основная часть:
Якобинская диктатура и ее место в истории французской государственности
В спорах о Великой французской революции, которые вели отечественные исследователи в последнее десятилетие, немало внимания уделялось эпохе Конвента. Это не удивительно: после 1917 г. якобиноцентризм стал одной из наиболее характерных черт отечественной историографии данной темы. Но ес-ли в 30-х и 60-х годах полемика разворачивалась главным образом по вопросу о классовой сущности власти 1793-1794 гг., то в наши дни объектом критики стали авторитаризм и террористический характер якобинской диктатуры. Пере-оценки носят концептуальный характер, в основе их - признание приоритета общечеловеческих ценностей перед принципами революционной морали и це-лесообразности.
Французские события вековой давности были своего рода зеркалом, в ко-торое смотрели ученые, размышлявшие о судьбах России. "Кто начал жить в 60-70 годы, тот не мог не задумываться над тем, когда и как захватит Россию в свой неудержимый поток длительная западноевропейская революция, начавшая уже со времен декабристов оказывать влияние на передовые круги нашего об-щества", - писал Н.И.Кареев в автобиографической книге "Прожитое и пере-житое". Важнейшим событием этого общеевропейского процесса была, по его мнению Великая французская революция, сокрушившая феодальные институты и распространившая повсеместно идеи индивидуальной свободы и конститу-ционализма.
После провозглашения Генеральных штатов Национальным Собранием во Франции установился режим деспотизма и анархии.
................
Наполеон Бонапарт как выдающийся государственный деятель и зако-нодатель
Власть Наполеона родилась из революции, и потому, несмотря на свое властолюбие и деспотизм, приближавшие его к Людовику XIV, он должен был сохранить историческое положение, создавшееся во Франции путем замены старого католико-феодального общественного строя бессословным гражданст-вом. Для громадного большинства французов сущность революции именно и заключалась, главным образом, в отмене сословий, привилегий, феодальных прав, а не в уничтожении произвольной власти. Гражданское равенство было для нации более ценным приобретением, нежели политическая свобода. Поэто-му в глазах массы Наполеон, упрочивавший социальные приобретения револю-ции посредством внутренней организации, обеспечивший гражданское равен-ство, свободу поземельной собственности и равенство перед законом, был спа-сителем революции и ее наследником, и это укрепляло его положение среди народа.
В политическом и административном смысле Наполеон восстановлял Францию старого порядка, с характеризующей ее централизацией и отсутстви-ем общественной свободы. Новая юстиция отчасти напоминала идеал револю-ции, со своими присяжными, адвокатами, мировыми судами и несменяемостью судей. Однако эта, казалось, незыблемая твердыня правосудия не могла все-таки служить преградой цезаризму, и Наполеон обходил ее при помощи специ-алъных судов. Все же, социальные приобретения революции были обеспечены Наполеоном, но его политический режим был восстановлением абсолютизма.
Он не верил, чтобы участие в революции тех или других лиц могло объяс-няться их стремлением к политической свободе. Причины революции он сво-дил к неравенству, к привилегиям. Понятно, что, не веря в стремление нации к свободе, он и вел себя таким образом, как будто нация и на самом деле не же-лала свободы. Когда это было нужно, он, конечно, произносил имя свободы, но не придавал ей ни малейшего значения. ..........