Основная часть:
ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ, В ЧЕМ СУТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
ИДЕОЛОГИИ, КОГДА И ГДЕ ОНА ПОЯВЛЯЕТСЯ,
ПРИЧИНЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ
В конце 14— начале 15 вв. в Италии началась культура Возрождения (Ре-нессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь с античностью. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение но¬сителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. чело-веческий»). Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение или со¬циальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образо-ванность.
В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.
Гуманисты придерживались антропоцентристской идеологии, согласно ко-торой человек - есть центр и высшая цель мироздания. Человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распростране-нию идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в общест-ве.
Изменения жизни и мыслей, происходившие с конца XIX века со все большим ускорением, неизбежно должны были поставить под вопрос основные принципы, которые определяют существование человека, и с позиций которых мы рассматриваем его поступки. Под сомнение было также поставлено и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивили¬зацией, культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуем¬ся, и на основе которых мы оцениваем наше поведение. Из-за мно¬жества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываются под угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расшире¬ние и качественное изменение наших познаний о мире свидетель-ствует против них. История обнаружила существование цивилизаций и об¬ществ, основанных на иных моральных концепциях и иных системах ценно-стей. Перед лицом множества этических систем мы не можем при¬давать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения.
Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем мы предпо-лагали. Социология обнаруживает роль иррациональных моти¬вов поведения и типов сознания, более связанных с силами природы, чем наш. Психология и философия (Ницше, Достоевский) выявляют зна¬чение "злых" сил - жажды вла-сти, агрессивности. Отныне область бессознательного оказывается гораздо ши-ре сознания, и последнее больше не может претендовать на единственно пра-вильную оценку ре¬альности. Отсюда и изменение наших качественных крите-риев.
...........
Объективные условия формирования культуры не всегда достаточно точно и полно отражают особенности возрастного, профессионального и индивиду-ально – типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправ-ленное формирование духовного мира личности согласно заданной модели.
Этим объясняется значение комплексного, системного характера форми-рования культуры этикета. Данный процесс должен строго отвечать требовани-ям социальной жизни, представляющей собой целостную систему.
Выступая качественным показателем жизни общества, культура по своей структуре идентична структуре сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как потребности, социальные институты, отношения и общение, важным компонентом которого выступает этикет.
Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование этикета, рас-крыть закономерности становления гармонически развитой, общественно ак-тивной личности.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведе-ния. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе и составляющие основу культурного поведения. Современный этикет наследует обычаи практически всех культур от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдают-ся представителями не только какого-то данного общества, но и представите-лями самых различных социально-политических систем, существующих в со-временном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и до-полнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исто-рического строения, культурного развития, национальными традициями и обы-чаями
..............
. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО
(БОГОСЛОВСКОГО) В ПОНИМАНИИ КУЛЬТУРЫ?
Религия - то, что в наибольшей степени выделяет человека из животного мира. У животных существуют понятия, преднаука и предискусство на прими-тивном уровне, но нет ничего святого. Любой человек религиозен, не обяза-тельно веровать (вера в себя, в материальные вещи). Человек может обходиться без веры (имеется в виду религии). Все попытки создать единую религию ни к чему не привели (разная сущность религий). Но есть что-то, объединяющее все религии (как позвоночник у животных). Хотя нет общего в сути. Общее рели-гий: религия всегда лежит в основании культуры, вопросы, которыми задается религия. Религия - способ самореализации человека в вечности.
Проблемы религиозного познания: проблема смерти (основная движущая сила смысла жизни); проблема смысла жизни (религия объясняет смысл жиз-ни); проблема страдания (все люди страдают); проблема соотношения религии и морали (религия не есть мораль). Религия объясняет мораль, служит ее осно-ванием. Религия не исчерпывается моралью. Целью религиозных учений явля-ется спасенный человек (без бога можно быть хорошим человеком, но без бога нельзя спастись). Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, обожествляется не природа, а сверх-природные силы человека (дух с его свободой и творчеством). И проблема ис-тины (в философии существует 2 трактовки истины: антология - учение о бы-тии, истинным или ложным может быть само бытие (религиозная) ; гносеоно-логия (современная) - учение о познании, соответствие чьих-то представлений о реальности и реальностью).
3 характеристики религиозной системы:
- наличие религиозного учения, которое выражает совокупность взглядов на мир
- наличие культа религиозной практики, которая задает поведение
- наличие религиозной организации (церкви)
Языком религиозной культуры является символ. Символ означает то, чем является на самом деле. Символ раскрывается через сопоставление предметно-го образа и глубинного смысла. Культ - внешнее выражение внутреннего со-держания религии.