Введение:
Россия сегодня подошла к тому рубежу, когда от качества работы высших государственных органов, качества разработки и принятия законопроектов зависит не только судьба отдельных россиян, но и будущее государства. Как совершенна бы ни была система органов государственной власти, прописанная в Конституции, какими бы полными и объективными не казались конституционные гарантии и другие положения основного закона, все они претворяются в жизнь посредством людей, осуществляющих соответствующие полномочия. Это в первую очередь касается законодательной власти, которая в Российской Федерации осуществляется Государственной Думой и Советом Федерации. Работа данных органов должна быть в высшей степени организационно отлажена и законодательно обеспечена. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание порядку формирования штата данных органов.
Для членов Совета Федерации установлен особый порядок назначения. Что же касается депутатов Государственной Думы, то они избираются народом в установленном законом порядке. Депутаты Государственной Думы играют особую роль, они олицетворяют так называемую «народную власть», так как избираются непосредственно народом. Поэтому, на мой взгляд, следует уделить особое внимание порядку избрания депутатов Государственной Думы и основных характеристик их правового статуса.
Актуальность данного вопроса все больше возрастает в последнее время. На фоне частых заявлений о нарушении порядка избрания депутатов, подтасовки результатов выборов, засилье выставленных экономической элитой депутатов, отстаивающих чисто корпоративные интересы, и других подобных тезисов, необходимо заметить, что «народные избранники» должны быть именно народными. Именно это и должен обеспечить институт избрания депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
Глава 1:
Избирательные округа разрабатывает Центральная избирательная комиссия РФ на основании предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ данных о численности избирателей, проживающих на их территориях. Схема избирательных округов утверждается федеральным законом. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, включает в себя всю территорию Российской Федерации.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки. Их образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 50 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. Избирательный участок должен включать не более 3 тыс. избирателей, находиться в границах административно-территориального деления в субъекте РФ, его границы не должны пересекать границы избирательного округа.
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования. Основанием для включения гражданина в этот список является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Закон регламентирует порядок включения в списки избирателей всех категорий граждан, находящихся в день выборов за пределами своего постоянного проживания (в санаториях, больницах, общежитиях, за рубежом, на военной службе и др.). Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов, и каждый гражданин вправе обжаловать невключение в список в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии формируются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другими федеральными законами. Они обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и в суд.
Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются Центральной избирательной комиссией.
В выборах участвуют политические партии и избирательные блоки. Список партий составляется Министерством юстиции РФ, принимающим решение о регистрации партий, а затем направляется в Центризбирком, который передает его в средства массовой информации для опубликования. Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах добровольный союз двух или трех политических партий, включенных в список, составляемый в соответствии с Федеральным законом. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде каждой из политических партий с указанием наименования политической партии, с которой предполагается создать избирательный блок. После этого представителями этих политических партий подписывается соглашение о создании избирательного блока. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представляет в Центральную избирательную комиссию РФ необходимые документы.
Заключение:
Таким образом, система избрания депутатов Государственной Думы Российской Федерации, является достаточно разработанным институтом. Как видим, детальную регламентацию получили все стадии проведения выборов в нижнюю палату нашего законодательного органа. Все нормы, устанавливающие процесс избрания депутатов, носят императивный характер и обязательны к исполнению в точном их соответствии с законом. Российское законодательство исходит из строгости соблюдения всех сроков, установленных в законе, всех иных численных и иных количественных норм, которые призваны обеспечить равенство кандидатов в депутаты и справедливое проведение избрания.
Весь порядок избрания депутатов Государственной Думы состоит из нескольких стадий: подготовка к проведению выборов, формирование избирательных комиссий, собственно проведение выборов и подведение их итогов. Невозможно выделить из данных стадий наиболее значимую, так как все они в совокупности призваны обеспечить должный правовой характер избрания депутатов. Тем не менее, центральным этапом является собственно проведение выборов, то есть непосредственно процесс голосования.
Российское законодательство исходит из сочетания двух систем выборов: мажоритарной и пропорциональной, что позволяет наиболее объективно и справедливо распределить места в палатах Государственной Думы.