Основная часть:
Теория договорного происхождения государства и права объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э. Софистами в Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! - обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460 - 400 гг. до н. э.) - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе»
Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.
Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: «Люди быстро догадывались, - писал он ,- что если они будут продолжать пользоваться своей свободой , своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».*
............
В истории Европы XVII - XVIII вв. - это время, когда человек, по-видимому, твердо решил доказать Создателю, что он действительно может быть и ангелом, и зверем. С одной стороны, это эпоха великих географических открытий, многочисленных технических изобретений, рождения современной науки, крупнейших достижений в философии и искусстве. С другой стороны, это период разгула инквизиции, страшных религиозных войн, становления абсолютизма и повсеместного уничтожения народных свобод, включая прекращение или ограничение деятельности парламентов.
XVII - XVIII вв. принято называть временем рождения буржуазной цивилизации, объясняя тем самым дикости и жестокости этой эпохи необходимостью накопления первичного капитала. На самом же деле формирование этой цивилизации началось гораздо раньше и первоначально несло людям не нищету и рабство, а развитие мануфактур и ремесел, создание университетов и школ и, что особенно важно, рост свободы, проявившейся в образовании различных институтов самоуправления, а также представительных учреждений - парламентов.
Возникший на рубеже XIII - XIV вв. средневековый парламент (во Франции - генеральные штаты, в Испании - кортесы и т. д.) был сословно-представительным политическим институтом, предназначенным для совместного (традиция народных собраний) решения наиболее важных государственных вопросов. Крепостные крестьяне в парламенте голоса не имели, зато все более весомыми становились голоса представителей бурно развивавшихся в то время городов.
Уже к началу XIV в. в ряде стран Западной Европы существовало хорошо налаженное банковское дело. Причем банки Италии систематически одалживали у населения деньги под 10 - 12% годовых, что было возможно лишь благодаря кредитованию стремительно растущего производства.
Хотя в решении ряда государственных дел (например, заключение мира и войны) делегаты от городов не участвовали, при определении суммы налогов их голоса являлись определяющими. Собственно, создание парламента было результатом компромисса между средневековым обществом и этой новой социально-политической силой.
Растущее богатство городов позволяло им шаг за шагом отвоевывать у феодалов различные привилегии и свободы: укрывать беглых крепостных крестьян, организовывать органы самоуправления, устраивать ярмарки и многое другое. Однако уже в XV в. "дух свободы" начал покидать города, в которых к тому времени сформировалась собственная аристократия, состоявшая из банкиров, крупных купцов, членов магистрата и т.п. Эти новые влиятельные люди были тесно связаны с придворными кругами и верхушкой церкви и, разбогатев, стремились породниться со старой аристократией. Возникло новое дворянство, готовое поддержать короля в его борьбе с отдельными феодалами и в то же время использовать крепнувшую королевскую власть для подавления восстаний, вызванных резко усиливавшейся феодально-буржуазной эксплуатацией как сельского, так и городского населения.
Объединение феодальной и буржуазной форм эксплуатации разрушило прежние механизмы защиты населения от произвола властей, алчности богачей и продажности чиновников.
«В верхах общества царили коварство и цинизм, в средних слоях феодальной администрации - взяточничество и хитрость, в низах - зависть и желание забыться», - писал историк Э.Ю.Соловьев о времени кануна Реформации.
С помощью прямого насилия или юридических хитростей захватывались, а затем распродавались общинные земли; ремесленники и мелкие собственники разорялись; во многих регионах Европы было восстановлено крепостное право. В XVI в. началось формирование абсолютистских режимов, ограничивших или ликвидировавших в ходе подавления восстаний и непрерывных войн народовластие. Так, в Испании в 20-е гг. XVI в. после подавления ряда восстаний были уничтожены независимость городов и многие права кортесов. С 1614 г. и вплоть до революции 1789 г. перестали созываться генеральные штаты во Франции. После Тридцатилетней войны 1618 - 1648 гг. были разогнаны представительные учреждения в большинстве земель Германии, а затем Австрии и Дании.
......
В Европе XVII - XVIII вв. было немало талантливых, честных и мужественных политиков, деятелей церкви, мыслителей и художников, которые, нередко рискуя свободой и даже жизнью, разрабатывали и проповедовали идеи терпимости, правосознания, религиозной умеренности и национального согласия. Почти одновременно англичанин Шекспир и испанец Сервантес с потрясающей силой показали, куда катится обезумевший от алчности и ненависти мир. Однако красота искусства спасти этот мир не могла уже хотя потому, что спасала от него отдельного человека. Никакие механизмы и процедуры взаимного урегулирования интересов человека и общества или различных общественных групп искусством не рассматривались. Наоборот, именно изображение трагической несовместимости человека и общества должно было, по идее, оказать на общество воспитующее и просветляющее воздействие.
Различные проекты построения идеального общества выдвигались утопистами, но в этих проектах деликатно обходились вопросы о том, как именно создать такое общество, а после его создания разрешать всевозможные конфликты между различными группировками. Впрочем, такие группировки в идеальном обществе не предусматривались, а само это общество - особенно в знаменитом "Городе Солнца" Т. Кампанеллы - скорее напоминало казарму, где все шпионят друг за другом.
Источником национального согласия не мог стать и протестантизм - мощное общественно-религиозное движение, охватившее большинство стран Европы и сыгравшее фундаментальную роль в формировании человека нового типа: человека-созидателя, творца буржуазной цивилизации. Протестанты различных толков и конфессий нередко отстаивали тираноборческие и республиканские идеалы (например, пуритане Кромвеля), однако веротерпимостью при этом они не отличались и постоянно враждовали не только с католиками, но и друг с другом. Католики, в свою очередь, тоже не отличались веротерпимостью, поэтому ко времени начала работы Лондонского королевского общества Европу уже около ста лет терзали религиозные войны, сопровождавшиеся изгнаниями или истреблениями инакомыслящих. Мир обезумел, и многим казалось, что эту тотальную бойню, распространившуюся уже и на Новый Свет, остановить невозможно.
Огромный вклад в развитие правосознания, идей веротерпимости и свободы совести внесли такие философы XVI - XVII вв., как М. Монтень, Г. Гроций, П. Шаррон, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.
В работах Гуго Гроция закладывались важнейшие основы концепции гражданского общества: договорная интерпретация полномочий государственной власти, верховенство прав народа, государство как гарант прав отдельного человека и многое другое. Без этих идей и теоретических разработок нельзя представить ни французское Просвещение, ни американскую конституцию, ни, наконец, современное правовое государство. И все же достижения социальных философов XVI - XVII вв. вполне могли остаться лишь красивой мечтой, если бы не были найдены политические механизмы их реализации.
Заключение:
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство - явление многогранное. Рассмотренная нами теория по-своему объясняет причины происхождения государства. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Теория эта раскрывает только одну из возможных сторон процесса возникновения государства.
История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.