Введение:
Долгое время господствовал стереотип резкого противопоставления средне-вековой культуры Запада и итальянского Возрождения. Средние века — это гос-подство церковной догмы, отсутствие яркого развития науки и искусства, мистика и мракобесие. Возрождение, наоборот, отбрасывает всю эту «ночь» средневеко-вья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии, к скульптуре обнаженного человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной сво-боде индивидуального и общественного развития. Однако эта схема уже устарела, исследования свидетельствуют о том, что культура Возрождения выросла на фун-даменте средневековой культуры Запада, что само Возрождение связано с перехо-дом от аграрной культуры к городской культуре (не будем рассматривать дискус-сионный вопрос о том, является ли культура Возрождения чисто европейским фе-номеном или она присуща и Востоку).
В контексте нашего рассмотрения достаточно заметить, что культура Возро-ждения (Ренессанса) в ее общеевропейской перспективе должна быть в своих ис-токах соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства. Вся мера глубины происходившей в эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена. Однако вполне достаточ-но оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем раз-витии европейского общества. Это — фаза, в которой сдвиги в основаниях фео-дального способа производства потребовали принципиально новых форм регули-рования всей системы власти. Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV— XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства. Общество в связи с этим стало более динамич-ным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.
Глава 2:
В недрах культуры Ренессанса сформировались в эмбриональном виде мировоззрение и стиль барокко. Эпоха барокко наступила после глубокого ду-ховного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. В эту эпоху свое-образный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают всепроникающий образ: весь мир — это театр. Для всех знающих английский язык этот образ связан с именем Шекспира — ведь он взят из его комедии «Как вам это понравится». Но его можно найти во всех крупных произведениях ев-ропейской литературы. Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего гол-ландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и ка-ждому воздается по заслугам». А в соперничавшей с Голландией Испании со-временник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр «Великий театр мира», представляющий мир как сцену в истинно барочном смысле. Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в живо-писи, скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это пане-гирики в камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет. Произведе-ние эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас своим вызовом и в то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их создателей.