Введение:
Право всегда связано-с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые Подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нор-мами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.
Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют человеческие действия в отношениях между людьми.
Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.
Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология ис-следует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.
Требования современности определяют необходимость высокого уровня профессиональной компеентности работников правоохранитель-ной системы как; главного интегрального фактора, обеспечивающего, с одной стороны, защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств и, с другой стороны, соблюдение при этом всех законных прав и интересов граждан и коллективов, а также со-блюдение этических норм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени Определяется личностным потенциалом правове-да, т. е. системой психологических факторов, которые можно объеди-нить общим понятием психологической Культуры.
Глава 2:
За отказ поддерживать обвинение по делу В. Засулич был уволен из прокуратуры С. А. Андреевский. Лишь благодаря принципу несме-няемости судей, несмотря на желание императора уволить непокорного в отставку, сохранил за собой пост председателя Петербургского ок-ружного суда А. Ф. Кони, вынесший оправдательный приговор'й0 делу В. Засулич.
Подобных примеров можно привести множество, и каждый из них убедительно свидетельствует о высоком гражданском мужестве, стой-кой нравственной позиции этих людей. Поэтому их взгляды на пробле-мы судеб¬ной этики нельзя отнести к категории общетеоретических рассуждений. Для них судебная мораль — страницы собственной жизни, посвященной вели¬кому и благородному делу служения своему народу во имя добра и спра¬ведливости.
С этой точки зрения изучение нравственных проблем в трудах рус¬ских юристов конца XIX — начала XX вв. дает богатый материал для размышлений, осмысления нравственной позиции юриста в общест-ве.
Большое внимание в трудах русских юристов исследуемого перио-да уделено нравственной позиции прокурора. И сегодня полны жизни слова А. Ф. Кони, отдавшего девять лет неустанного труда прокурор-ской дея¬тельности: «Основными чертами русского типа обвинителя бы-ли спокой¬ствие, отсутствие личной озлобленности против под¬судимого, опрятность приемов обвинения, чуждая и возбуждению стра-стей, и искажению данных дела, и, наконец, что весьма важно, пол-ное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде».
Судебный процесс, проходящий в условиях гласности, требует от его участников, особенно от прокурора, поддерживающего обвинение от имени государства, сдержанности, подтянутости, корректного и вежливого отношения к каждому, кто предстает перед судом и сообща-ет какие-либо сведения.
Заключение:
По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который из-брал такую работу в качестве основной жизненной цели.
Готовность личности молодого человека к профессиональной дея-тельности в правоприменительной системе, будучи целостным личност-ным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоцио¬нальные и волевые компоненты.
Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать сле-дователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность ус-пешно вы¬полнять свои должностные обязанности по раскрытию преступ-лений, все¬стороннему и полному расследованию уголовных дел, иссле-дованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достиже-нию профессиональных успехов, желание показать себя как специали-ста с наилучшей стороны. К познавательным аспектам относится пони-мание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере про-фессиональной деятельности, ясное представление о различных сторо-нах этой деятельности и ее психологических особенностях, представ-ление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуа-ций), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.