Курсовая теория по теме: Финансовая система РФ и управление ею

Название работы: Финансовая система РФ и управление ею

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансовый менеджмент, финансовая математика

Страниц:

40 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, СТРУКТУРА 5

1.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СТРУКТУРА 5

1.2. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОСТАВА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10

1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 14

2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ РФ 21

2.1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ, ЕГО ВИДЫ 21

2.2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ, ИХ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Выдержка:

Введение:

Финансы - это система денежных распределительных отношений по пово-ду распределения общественного продукта и национального дохода для созда-ния целевых фондов денежных средств.

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общест-венного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущ-ности финансовых отношений. Это определяется сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди них выделяют два: раз-витие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отноше-ний не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает су-ществование относительно обособленных сфер данных отношений в рамках единой экономической категории финансов.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность раз-личных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характери-зуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, кре-дит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финан-сы предприятий различных форм собственности.

Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсис-темы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяй-ствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено раз-личиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использо-вания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Глава 2:

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Основные методы управления финансами показаны на рис.14.

Рис.14. Методы управления финансами

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает:

 разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач;

 создание адекватного финансового механизма;

 управление финансовой деятельностью государства и его субъектов. Вы-деляют три основных вида финансовой политики:

 классическая;

 регулирующая;

 планово - директивная.

Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмеша-тельство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, ис-пользование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формиру-ется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регули-рования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета исполь-зуется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяют-ся отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управле-нием государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30 - 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования соци-альных нужд.

В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регули-рование становится многоцелевым:

 экономический рост и занятость;

 денежное обращение;

 валютный курс;

 социальные факторы;

 структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема пе-рераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инве-стиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с ад-министративно - командной системой. Основана на государственной собствен-ности на средства производства. Целью является концентрация всех неисполь-зуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития .

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предпри-ятий:

 вначале при помощи налога с оборота;

 затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов сво-бодного остатка прибыли).

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществля-лось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принуди-тельных государственных займов.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определя-лись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.

Основа современной финансовой политики РФ:

 признание свободы предпринимательства;

 введение разнообразных форм хозяйствования;

 приватизация государственной собственности и переход к смешанной эко-номике;

 отказ государства от директивного управления;

 переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила рас-пространение система государственного кредита для покрытия дефицита гос-бюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяет-ся организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла сис-тема, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджет-ных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Из-меняется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикаль-ного используется горизонтальное перераспределение средств за счет функ-ционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая ре-форма. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совер-шенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной ре-формы. Укрепляется рынок ЦБ.

Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы ор-ганизации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, орга-низация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планиро-вание.

Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установле-ние только основных правил.

Управление финансами отраслей народного хозяйства производится фи-нансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ве-домств.

Заключение:

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государст-венных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффектив-ного управлениями ими. Правительство страны должно знать сколько у него денег, сколько оно должно из них отдать, когда и кому, а также прогнозировать сколько оно и когда получит доходов. Основным поставщиком этой информа-ции для РФ выступало Министерство финансов.

Собранная Министерством финансов информация позволяло правительст-ву оценить работу органов государственного управления и получить более яс-ное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджет-ной политики. Правительство РФ могло увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и вы-платами правительства, в структуре государственной исполнительной власти Министерство финансов выполняло роль “кассира” и “главного бухгалтера”.

Помимо деятельности по финансовому управлению, Министерство могло и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единст-во государственных финансов и их эффективное использование.

На современном этапе происходят изменения в содержании финансового контроля. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной само-стоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финан-совой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специ-альные контрольные органы.

Похожие работы на данную тему