Введение:
Финансы - это система денежных распределительных отношений по пово-ду распределения общественного продукта и национального дохода для созда-ния целевых фондов денежных средств.
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общест-венного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущ-ности финансовых отношений. Это определяется сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди них выделяют два: раз-витие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.
Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отноше-ний не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает су-ществование относительно обособленных сфер данных отношений в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность раз-личных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характери-зуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, кре-дит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финан-сы предприятий различных форм собственности.
Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсис-темы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяй-ствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено раз-личиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использо-вания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Глава 2:
Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Основные методы управления финансами показаны на рис.14.
Рис.14. Методы управления финансами
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает:
разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач;
создание адекватного финансового механизма;
управление финансовой деятельностью государства и его субъектов. Вы-деляют три основных вида финансовой политики:
классическая;
регулирующая;
планово - директивная.
Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмеша-тельство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, ис-пользование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формиру-ется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регули-рования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета исполь-зуется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяют-ся отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управле-нием государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30 - 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования соци-альных нужд.
В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регули-рование становится многоцелевым:
экономический рост и занятость;
денежное обращение;
валютный курс;
социальные факторы;
структурная перестройка хозяйства.
Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема пе-рераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инве-стиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.
Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с ад-министративно - командной системой. Основана на государственной собствен-ности на средства производства. Целью является концентрация всех неисполь-зуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития .
Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предпри-ятий:
вначале при помощи налога с оборота;
затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов сво-бодного остатка прибыли).
При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществля-лось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принуди-тельных государственных займов.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определя-лись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.
Основа современной финансовой политики РФ:
признание свободы предпринимательства;
введение разнообразных форм хозяйствования;
приватизация государственной собственности и переход к смешанной эко-номике;
отказ государства от директивного управления;
переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.
Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила рас-пространение система государственного кредита для покрытия дефицита гос-бюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяет-ся организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла сис-тема, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджет-ных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Из-меняется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикаль-ного используется горизонтальное перераспределение средств за счет функ-ционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая ре-форма. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совер-шенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной ре-формы. Укрепляется рынок ЦБ.
Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы ор-ганизации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, орга-низация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планиро-вание.
Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установле-ние только основных правил.
Управление финансами отраслей народного хозяйства производится фи-нансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ве-домств.
Заключение:
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государст-венных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффектив-ного управлениями ими. Правительство страны должно знать сколько у него денег, сколько оно должно из них отдать, когда и кому, а также прогнозировать сколько оно и когда получит доходов. Основным поставщиком этой информа-ции для РФ выступало Министерство финансов.
Собранная Министерством финансов информация позволяло правительст-ву оценить работу органов государственного управления и получить более яс-ное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджет-ной политики. Правительство РФ могло увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и вы-платами правительства, в структуре государственной исполнительной власти Министерство финансов выполняло роль “кассира” и “главного бухгалтера”.
Помимо деятельности по финансовому управлению, Министерство могло и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единст-во государственных финансов и их эффективное использование.
На современном этапе происходят изменения в содержании финансового контроля. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной само-стоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финан-совой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специ-альные контрольные органы.