Введение:
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., впервые закрепи-ла местное самоуправление в качестве основополагающего принципа организа-ции власти и управления в регионах. Это было сделано потому, что без слажен-но функционирующей системы местного самоуправления достаточно сложно формировать рыночные экономические структуры. Именно на уровне муници-пальных образований должны складываться устойчивые финансовые, хозяйст-венно-экономические и социальные отношения.
В Российской Федерации большое значение приобрел процесс формирова-ния финансовой деятельности органов самоуправления города, т.к. переход к новой государственной модели невозможен без устойчивой финансовой систе-мы местных сообществ – для осуществления полномочий требуется финансово-экономическая основа. Однако, формирование муниципальных образований и органов местного самоуправления, оформление их функций, определение прав и обязанностей, а также разграничение полномочий с органами управления субъектами Федерации и, непосредственно, федеральным Центром проходило в хаосе, т.к. помимо Конституции РФ не было достаточной правовой основы для всех вышеперечисленных процессов. Поэтому одновременно с процессом ста-новления городского самоуправления происходит реформа всей правовой осно-вы местного самоуправления.
Реализация финансовой деятельности городских органов самоуправления предполагает создание четкой системы законодательства в области муници-пальных финансов. Ее эффективность зависит, прежде всего, от адекватного за-крепления в правовых нормах существенных признаков объекта правового ре-гулирования — общественных отношений в сфере финансовой деятельности органов городского самоуправления. Определение именно финансово-экономической основы городского самоуправления является наиболее важным для России. Дело в том, что в эпоху существования СССР город районного зна-чения, не говоря уже об областном, был центром притяжения обширных сель-ских территорий. На сегодняшний день, именно город является наиболее весо-мым элементом в составе нынешних субъектов Федерации, что связано не только с исторической обусловленностью, но и с убыточностью ведения сель-ского хозяйства даже в южных частях страны (в Воронежской области, Красно-дарском и Ставропольских краях).
Механизм формирования и использования финансовых ресурсов заложен в Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации, в Федеральных за-конах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Россий-ской Федерации», принимаемом ежегодно федеральном бюджете, нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов мест-ного самоуправления. Этот механизм, мягко говоря, небезупречен, соответст-вующая правоприменительная практика и ухудшающееся состояние местных финансов настоятельно требуют реформирования. Вопросы, касающиеся орга-низации местного самоуправления в России находятся в центре внимания уче-ных и практиков.
Глава 2:
Городской бюджет содержит около 36 тысяч бюджетников, работающих, в частности, в 107 школах и лицеях, 76 детских дошкольных учреждениях .
Ижевск подразделен на пять районов, которые, не являются муниципаль-ными образованиями, не имеют свой депутатский корпус, а располагают лишь исполнительной небольшой структурой, руководствующейся в своей деятель-ности сметой доходов и расходов, утверждаемой городской властью. Бюджет города Ижевска расположен на одном счете, открытом в городском Расчетно-Кассовом Центре Национального Банка Удмуртской Республики. Кроме основ-ного счета, имеется еще, валютный счет, на который зачисляется недоимка с предприятий, имеющих валютную выручку. Также при получении мэрией ссуд и кредитов обычно открывается ссудный счет в банке- кредиторе.
Вся бюджетная работа по городу Ижевску возложена на Управление фи-нансов, которое является структурным подразделением администрации местно-го самоуправления.
Бюджет города Ижевска составляет финансовую основу города. С 2000 го-да исполнение бюджета города осуществляется по казначейской системе, вследствие чего стало возможным отслеживать весь бюджет города до конеч-ного бюджетополучателя в режиме реального времени и в различных разрезах. Весь процесс формирования, исполнения бюджета, составления отчетности в основном автоматизирован.
В 1995 году город Ижевск перешел на единый бюджет, ликвидировав рай-онные бюджеты. В 2004 году внебюджетные фонды структурных подразделе-ний Администрации города Ижевска были преобразованы в фонды и консоли-дированы в бюджете города (в том числе: фонды администраций районов горо-да Ижевска).
Проанализируем бюджет города по утвержденным решениям Городской думы Ижевска за 1999-2004 годы. Следует отметить, что исполнение бюджета города утверждается за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год.
Анализируя бюджет города Ижевска, необходимо отметить наличие дефи-цита. Бюджеты 2003 и 2004 годов утверждены с 10% дефицитом, погашение которого в 2003 и 2004 году планировалось за счет приватизации муниципаль-ных предприятий, деятельность которых не соответствует предметам ведения органов местного самоуправления и заемных средств. Исполнение бюджета по расходам в 2002 году показывает экономию полученных доходов.
С 1999 по 2004 год доходы бюджета Ижевска увеличиваются, но темпы роста показывают замедление – с 154,2 % до 114 % (приложение 1). Следует отметить, что в 2002 году поступления доходов превышают планируемые на 6%. Исполнение бюджета города по расходам в 1999-2004 годах в пределах 99%.
В структуре доходов города Ижевска доминируют собственные доходы. В 2002 году их доля составляла 94,7 %; а в 2004 году – 89,3 % к общему объему поступлений. В 2003 году произошло увеличение доли собственных доходов до 95,6%, а в 2004 году – 82,3% от общего объема доходов. Структура доходов бюджета города Ижевска за 2002-2004 годы и план на 2005 – 2006 годы пред-ставлены в приложении 2. По структуре доходов оценивают финансовую само-стоятельность бюджета, чем большую долю составляют собственные доходы, тем выше финансовая самостоятельность бюджета.
Между тем, большую роль в доходах бюджета города играют регулирую-щие налоги – около 80 %. Основная причина неустойчивой финансовой само-стоятельности городского самоуправления – изменение ставок и
нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджет г. Ижевска в
течение 1999-2004 гг. Утверждение нормативов отчислений в бюджет
города Ижевска от регулирующих налогов, в том числе федеральных,
находится в компетенции Государственного Совета Удмуртской Республики.
Заключение:
Из изложенного выше можно сделать вывод, что городское самоуправле-ние и является субъектом публичного и гражданского права, что создает боль-шие сложности в разграничении полномочий между муниципалитетами и орга-нами государственной власти. Деятельность города носит публичный характер в результате того, что выражает общезначимые интересы как местного сообще-ства, так и всего государства в целом. Последнее становится актуальным в све-те необходимости создания продекларированного в Конституции РФ граждан-ского общества, которое невозможно без самоуправления. Последнее же явля-ется эффективным только в том случае, если опирается на солидную финансо-вую и экономическую основу, которая, к сожалению, практически отсутствует и всячески «ущемляется» государственной властью (особенно субъектами РФ). То есть происходит развитие «унитарной децентрализации», основной особен-ностью которой является передача на низовой уровень значительных полномо-чий при сохранении в Центре экономической основы – рычагов управления ме-стными сообществами. Но, тем не менее, для полнокровного развития город-ского самоуправления и совершенствования его финансовой деятельности ор-ганы местного самоуправления все-таки обладают определенной компетенцией.
Реализация законодательно закрепленного права каждого муниципального образования на самостоятельность немыслима без наличия собственного бюд-жета и прав по его составлению, утверждению и исполнению без вмешательст-ва извне. Бюджетные права органов городского самоуправления закреплены в законодательных актах Российской Федерации, субъектов Федерации и норма-тивных актах местного самоуправления. Понятие «бюджетные права органов самоуправления города» является совокупностью материальных и процессу-альных прав представительных и исполнительных органов самоуправления го-рода. Обеспечение самостоятельности бюджета города в целях выполнения за-дач и функций местного сообщества обусловливает наличие у органов город-ского самоуправления компетенции в сфере налогообложения, которая касается как местных налогов, так и налогов других уровней.