Введение:
Процесс научно-технической революции является причиной для пересмот-ра многих положений науки управления, так как ко¬ренные изменения в ме-неджменте и техническом оснащении вызывают необходимость иных пред-ставлений о характере, спо¬собах и формах деятельности предприятия. Измене-ния в науке управления должны охватывать все сферы теории и практики - обучение персонала, обеспечение деятельности предприятий в тактическом, оперативном и даже стратегическом масштабах.
Одним из наиболее острых в настоящее время противоречий является про-тиворечие между необходимостью повышения дина¬мичности управления с од-ной сторо¬ны и возрастающим объемом информации в системах управления - с другой. Пренебрежение разрешением данного противоречия ве¬дет к снижению эффективности управления. Таким образом, вопросы управления предприятием выдвигаются сейчас на одно из первых мест среди проблем научных исследо-ваний. Решению возникших проблем приз¬вана помочь наука - кибернетика.
Кибернетика стала одной из наук, которые оказывают наи¬более сильное влияние на развитие теории и прак¬тики искусства управления. Рассмотрение путей воздействия ки¬бернетики на экономику и менеджмент и тенденций раз-вития их взаимовли¬яния в будущем позволит существенно обогатить арсенал своих знаний в искусстве управления, поможет правильно определить направ-ления дальнейших изысканий.
Наряду с необходимостью изучения специалистами конкретных научно-технических вопросов кибернетики существу¬ет настоятельная потребность в основательном знакомстве с ее общеметодологическими, философскими про-блемами. Ведь любые системы управления, будь они автоматизи¬рованы или нет, в определенной степени представляют собой объекты исследования кибер-нетики. Знание общих принципов ки¬бернетического подхода к анализу и синте-зу таких систем осо¬бенно важны для специалистов.
Глава 2:
Наиболее сильное влияние на развитие предприятия ки¬бернетика оказыва-ет путем воздействия на системы управления персоналом и другими ресурсами предприятия, практику подготовки персонала. Она изменяет подход к проекти-рованию и планированию, определению эффек¬тивности, изысканию методов оптимизации и является теорети¬ческой основой их автоматизации.
Проблема повышения эффективности обучения персонала продолжает иметь серьезное значение, так как от ее решения зависит повышение эффектив-ности деятельности предприятия, рацио¬нальное использование средств, целе-сообразное применение людских ресурсов. Для решения этой проблемы приме-няются ме¬тоды программированного обучения, кибернетические машины и се-тевые графики для планирования и организации учебного про¬цесса.
Кибернетический подход к проблемам обучения начинается с построения модели этого процесса. Она отоб¬ражает подход к обучению как процессу управления формирова¬нием и развитием психических свойств личности обу-чаемого. Здесь преподаватель и обучаемый предстают звеньями системы управления, а процесс обучения и воспитания - циклом переда¬чи, переработки и хранения смысловой и эмоциональной ин¬формации.
Такой подход не заменит все остальные методы исследова¬ния учебного процесса. Он ограничен с социальной, психологической и педагогической точек зрения и предс¬тавляет собой абстрактное, обобщенное построение, в котором ради выяснения наиболее существенных связей отброшено все особенное и специфическое, свойственное конкретному коллек¬тиву.
Кибернетическая модель процесса - не символ, а доста¬точно верная в тре-буемом отношении копия реального процесса, которая позволяет воспользо-ваться общими законами управле¬ния, вскрытыми кибернетикой, для отыскания путей повышения эффективности обучения и воспитания.
Рассмотрим некоторые следствия, вытекающие из анализа такой модели. Способность любого управляющего устройства ру¬ководить процессом опреде-ляется его возможностью перерабаты¬вать и передавать управляющую инфор-мацию. Так как источником информации в нашей системе выступает мысли-тельный аппарат преподавателя и поскольку язык есть "непосредственная дейс¬твительность мысли", то с некоторой погрешностью можно счи¬тать, что при отсутствии таких вспомогательных средств, как классная доска, плакаты и т.п., пропускная способность рече¬вого аппарата преподавателя и ее рациональное использование определяют эффективность регулирования в данной системе.
Качество управления в любой системе воспитания зависит также от пропу-скной способности канала связи, с помощью ко¬торого управляющее устройство связано с объектом управления. Наиболее емким каналом связи человека с внешним миром явля¬ется зрительный канал. Его емкость в несколько десятков раз больше, чем емкость слухового канала.
Необходимым условием функционирования любой системы уп¬равления является наличие канала обратной связи. Эффектив¬ность управления зависит как от количества информации, пере¬даваемой по этому каналу, так и от вели-чины запаздывания, с которым сообщение поступает в управляющее устройст-во.
Для оперативного и индивидуального управления работой слушателей не-обходимо, чтобы каждый из них имел возможность оптимально согласовывать свои информационные характеристики с каналами прямой и обратной связи системы "преподава¬тель-слушатель". В процессе решения этой задачи возника-ет потребность в образовании дополнительных "микроконтуров" уп¬равления, позволяющих каждому слушателю регулировать ско¬рость подачи материала, по мере надобности получать необхо¬димые разъяснения и контролировать пра-вильность усвоения.
Мы подходим к общим принципиальным схемам учебного про¬цесса при применении программированных учебных материалов и обучающих машин. Кибернетическая модель дает ясное представ¬ление об истинном месте обучаю-щих машин и программированных материалов в учебном процессе. Эти уст-ройства и материалы по самой своей природе не могут отменить ни творческо-го педаго¬гического труда, ни обязанностей преподавателя воспитывать обучае-мых. Они также не устраняют необходимости настойчивого изучения и глубо-кого осмысливания учебного материала обучае¬мыми.
Заключение:
В этой работе была предпринята попытка рассмотреть фи¬лософские осно-вы кибернетики и методологии ее применения в управлении предприятием. Важнейшими философскими вопросами кибернетики являются выяснение ее предмета, метода, объема и содержания основных понятий, перспектив разви-тия и ее социальное (в том числе экономическое) значение. Рассмотрение мето-дологических проб¬лем применения кибернетики предполагает об¬суждение во-просов о специфике сферы управления предприятием, о путях совершенствова-ния систем и про¬цессов управления, о противоречиях в этой области, об авто¬матизации как средстве разрешения этих противоречий, о соот¬ношении челове-ка и техники в автоматизированных системах уп¬равления и т.п.
Затронутые здесь проблемы рассмотрены не достаточно де¬тально и все-сторонне. Быстрое развитие экономики, кибер¬нетики и философии отвергает возможность выдвижения ка¬ких-либо окончательных бесспорных истин, год-ных на все слу¬чаи жизни и на все времена. Однако ряд выводов представляет¬ся совершенно бесспорными. Это прежде всего вывод о том, что по мере даль-нейшего развития экономики роль и значение идей, методов и средств киберне-тики в этой области будет постоянно и неуклонно возрастать.
Второй важный вывод состоит в том, что, решая проблемы внедрения электроники и автоматики в сферу управления предприятием, нельзя нигили-стически отрицать роль техники или роль человека. Они составляют нерастор-жимое единство. При этом ведущая роль всегда остается за человеком.
Отсюда возникает необходимость всестороннего использо¬вания научных достижений, обеспечении тесной взаимосвязи науки и практики, выработки и применения подлинно научных методов управления предприятием.