Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких – либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.
Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.
Функции налогов:
• основная функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах;
• регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях.
Целью данной курсовой работы является формирование налоговой нагрузки по предприятию ДООО «Ринкос»
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ СОКРАЩЕНИЯ
Проблема тяжести налогов для налогоплательщиков относится к числу самых острых в российской эко¬номике. В прессе постоянно мусси¬руется вопрос о необходимости сни¬жения налоговых ставок на производ¬ственные предприятия в целях созда¬ния стимулов для подъема производ¬ства.
Прежде всего, приходится отме¬чать чрезвычайную терминологичес¬кую пестроту определения исходного базисного понятия «налоговая на¬грузка».
С одной стороны, налоговая на¬грузка определяется, как общий объем обязательных платежей (нало¬гов и сборов), взимаемых государ¬ством с юридических и физических лиц, т.е. совокупная налоговая на¬грузка измеряется в абсолютном вы¬ражении, в денежных единицах. Од¬нако при таком подходе чрезвычайно трудно судить о тяжести налогового бремени, ибо такое суждение требует наличия базы сопоставления, сравне¬ния принятых норм налогообложения в денежном выражении, которые от¬сутствуют.
В большей степени для оценки уровня налоговой нагрузки, тяжести налогового бремени применимы не абсолютные, а относительные пока¬затели налогообложения в виде отно¬шения суммы налоговых платежей и сборов к определенному базису. Са¬мый простой подход состоит в том, чтобы в качестве такого базиса выби¬рать базу налогообложения (налого¬вую базу), то есть сумму, с которой исчисляется налог. В этом случае о налоговой нагрузке позволяет судить ставка налога, выраженная в процен¬тах от базы. Суждение о налоговом бремени по процентной величине на¬логовых ставок следует считать наи¬более объективным, особенно, если налоговая база представляет собой доход налогоплательщика.
Однако наличие множества видов налогов с разными налоговыми став¬ками и налоговыми базами затрудня¬ют формирование суждения о суммарном налоговом бремени, так как ставки налогов с разными базами на¬логообложения нельзя просто сло¬жить.
В России государство предпочитает воз¬лагать основную долю налоговой на¬грузки на предприятия, организации и другие юридические лица, которые вносят в бюджет и во внебюджетные фонды до 90% общего объема нало¬говых платежей.
В мировой экономической практи¬ке в качестве наиболее признанного макроэкономического показателя на¬логового бремени (НБ) принято рассматривать отношение общей сум¬марной величины налогов, налоговых платежей и сборов (СН), поступаю¬щих в бюджет, к валовому внутренне¬му продукту (ВВП) или валовому на¬циональному продукту (ВНП) страны:
НБ = СН/ВВП100% (1)
Для измерения налогового бреме¬ни на уровне предприятий более при¬годен предложенный Международ¬ным центром сравнительных исследо¬ваний проблем налогообложения по¬казатель, именуемый полной ставкой налогообложения (ПСН) [2].
Полная ставка налогообложения определяется по формуле:
ПСН=СНП/ДС100% (2)
где СНП — совокупная величина нало¬гов и обязательных платежей, вноси¬мых предприятием за определенный период;
ДС — добавленная стоимость (раз¬ность между валовой выручкой пред¬приятия от реализации продукции (работ, услуг) и материальными зат¬ратами на ее производство).
Полная ставка налогообложения, определяемая применительно к конк¬ретному предприятию, дает представ¬ление о налоговой нагрузке на данное предприятие, но не устанавливает долю этой нагрузки, вносимую каж¬дым видом налога; для определения такой доли надо проводить дополнительные расчеты с учетом налоговых ставок и соотношения между базой налогообложения данного налога и величиной добавленной стоимости. Лишь ставка налога на добавленную стоимость непосредственно представляет составную часть полной ставки налогообложения.
Заключение:
При оценке налоговой нагрузки на предприятии принято считать, что все виды налоговых платежей, осуществ¬ляемых предприятием, образуют на¬логовое бремя, которое несет само предприятие, оплачивая его из соб¬ственных средств.
Строго говоря, предприятие несет самостоятельное налоговое бремя, только в виде налога на прибыль, представляющего собой прямое изъятие из чистого дохода предприятия. Прямые налоги, включаемые в себестоимость производимого продукта (издержки производства и обращения), предприя¬тие стремится обычно перенести на покупателя, формируя рыночную цену предложения в виде суммы себестои¬мости с учетом налогов на факторы производства и расчетной (ожидае¬мой, планируемой) прибыли. Косвен¬ные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы) вообще включаются в цену, и их по сути оплачивает покупатель, а не производитель.
Проанализировав и рассмотрев предприятие ДООО «Ринкос», связанные с ним налоги и обосновав их расчет, мы, тем самым, сформировали налоговую нагрузку и выявили следующее:
• наибольшую величину в налоговой нагрузке составил единый социальный налог в размере 22,34%;
• наименьшую величину в налоговой нагрузке составили два вида налогов: транспортный налог – 0,01% и налог с продаж – 0,01%;
• в целом, налоговая нагрузка на предприятии за отчетный период равна 59,48 % от прибыли.