Введение:
Расследованию преступлений, как и всему уголовному процессу, свойст-венно организационное, плановое начало. Планирование расследования не сво-дится к составлению плана, являющегося лишь внешним выражением этого процесса, завершением и в большинстве случаев письменным оформлением определенной стадии планирования. Содержание планирования значительно шире и представляет собой организационную и творческую сторону работы следователя, начинающейся с начала расследования и продолжающейся до его окончания.
Организация расследования - понятие более широкое, чем планирование. Организация расследования, в числе прочих элементов, в том числе означает в соответствии с заблаговременно разработанным согласованным планом рассле-дования наладить надлежащее взаимодействие в процессе расследования между следователем, оперативными работниками, специалистами, сотрудниками кон-тролирующих органов и представителями общественности, привлеченными к участию в расследовании. Это определяет важность и актуальность выбранной темы.
Комплекс организационных мероприятий по уголовному делу должен быть строго определенным, конкретным, разработанным во всех деталях. Важ-ным элементом организации расследования является четко налаженное взаимо-действие следователя с оперативно-розыскными аппаратами, экспертно-криминалистическими службами, контролирующими органами и общественно-стью. Сочетание следственных действий с оперативно-розыскными мероприя-тиями является одним из важных условий повышения качества расследования преступлений. Для этого необходим тесный деловой контакт в работе следова-теля и оперативно-розыскного аппарата.
Глава 2:
Содействует полному и правильному отражению а протоколе осмотра по-лученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.
По согласованию с руководством СОГ определяет наиболее целесообраз-ные приемы применения криминалистической техники и использует их в рабо-те на месте происшествия.
По указанию следователя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для полу-чения розыскной информации о лицах, совершивших преступление и других фактах, подлежащих установлению.
С учетом результатов осмотра участвует в разработке рабочих версий со-вершенного преступления.
Участковый инспектор:
Информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих опера-тивный интерес.
Исполняет поручения руководителей СОГ по установлению, вызову к сле-дователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оператив-ных контактов с гражданами.
Производит следственные действия по поручению следователя.
Инспектор-кинолог:
Принимает решение о возможности применения служебно-розыскной со-баки и по указанию следователя применяет ее для обнаружения лиц, совер-шивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела.
Совместно с оперативным работником, участковым инспектором участву-ет в преследовании и задержании преступника.
Составляет акт о применении служебно-розыскной собаки.
Сотрудник ГИБДД:
Организует эвакуацию людей и оказание доврачебной помощи пострадав-шим.
Принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия.
Организует движение автотранспорта на время осмотра места происшест-вия, обеспечивает безопасность работы членов СОГ.
Оказывает помощь следователю в осмотре места происшествия и транс-портного средства, установлении очевидцев. Обеспечивает медицинское осви-детельствование водителей. Организует буксировку транспортного средства в случае его повреждения.
Принимает меры по установлению владельцев и розыску транспортных средств, скрывшихся с места происшествия, розыску похищенного автотранс-порта.
Заключение:
Как показывает практика, установление взаимодействия облегчается в случаях, когда расследование ведется следователями органов МВД и службы контрразведки, поскольку между их следственными и оперативно-розыскными подразделениями не существует ведомственных барьеров, сами следователи этих органов знакомы с основами оперативно-розыскной деятельности и могут совместно с оперативными работниками детально разработать планы оператив-но-розыскных мероприятий по расследуемому уголовному делу.
Столь же четкое взаимодействие следственных и оперативных работников должно быть обеспечено и в тех случаях, когда расследование производится следователями прокуратуры. И в этих случаях необходимо, чтобы специально был выделен оперативный работник (или группа работников, если этого требу-ют интересы расследования сложного уголовного дела), который бы нес персо-нальную ответственность за раскрытие данного преступления. При бригадном методе расследования целесообразно включать в состав следственной группы необходимое количество оперативных работников, которые бы вместе со сле-дователями, используя специфические методы своей деятельности, направляли совместные согласованные усилия на успешное решение общих задач.
Подлинно деловой контакт в работе следователя и оперативного работни-ка, обеспечивающий успешное сочетание следственных действий и оператив-но-розыскных мероприятий при расследовании преступления, предполагает четкое разграничение полномочий следователя и оперативного работника. Их взаимодействие осуществляется в различных формах: выезд следователя и опе-ративного работника на место происшествия для совместной работы по выяв-лению и закреплению следов преступления, розыску и задержанию преступни-ка: совместное участие в разработке плана расследования по делу и планов от-дельных наиболее сложных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическая взаимная информация о вновь полученных данных, касаю-щихся обстоятельств расследуемого преступления и лице, его совершившем.