Введение:
В современных условиях экономика России поневоле попадает в зависи-мость от экономики других стран. Отдельная страна практически не в состоя-нии производить всю необходимую ей, поглощаемую внутренним рынком про-дукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Именно поэтому многие российские предприниматели стараются выходить на внешние рынки, что позволяет им расширять производство и получать значительно большую прибыль. Но для успешного ведения внешнеэкономической деятельности необ-ходимо знать таможенное право России, которое представляет собой совокуп-ность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере тамо-женного дела. Становление и развитие этой отрасли тесно связано с либерали-зацией внешнеэкономической деятельности, переходом экономики страны на условия рыночных отношений и интеграцией в мировую экономику.
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государ-ственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государст-во, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны – путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, кво-тирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов рос-сийских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части феде-рального бюджета посредством взимания таможенных платежей при переме-щении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных ин-ститутов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 156) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязан-ность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможен-ный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным Кодек-сом.
Глава 2:
Таможенный режим имеет сложную правовую природу и со¬четает в себе элементы административно-правового и финансово-правового регулирования. Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализация внешнеэкономических связей обусловили активизацию таможенно-тарифных (экономи¬ческих) методов. На законодательном уровне закреплен принцип при-оритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4 Федерального закона «О го¬сударственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Действительно, было бы нелогичным со стороны законодателя устанавли-вать одинаковый размер таможенных платежей приме¬нительно к таможенному режиму выпуска для свободного обра¬щения, допускающему полную свободу владения, пользования и распоряжения ввезенными товарами, и к остальным таможенным ре¬жимам, помещение товаров под которые предполагает соблюде¬ние установленных условий, ограничений и требований. Различ¬ный объем сво-боды при использовании таможенных режимов обусловливает применение раз-личного режима обложения тамо¬женными пошлинами и иными налогами: если условием тамо¬женного режима выпуска для свободного обращения является уплата всех таможенных платежей, то остальные таможенные режимы сопря-жены с предоставлением в отношении ввозимых (вывозимых) товаров опреде-ленных льгот.
Сразу же следует обозначить, в отношении каких из таможен¬ных платежей предоставляются льготы в рамках таможенных ре¬жимов. Все таможенные пла-тежи можно разделить на две группы: взимаемые при перемещении через та-моженную границу Россий¬ской Федерации и взимаемые в иных случаях, уста-новленных нор¬мативными правовыми актами по таможенному делу. При этом из платежей, взимаемых при перемещении через таможенную границу Россий-ской Федерации, следует выделить отдельную группу - пла¬тежи, взимаемые при таможенном оформлении. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз. В рамках таможенных режимов предоставля-ются льготы только по таможенным платежам, составляющим эту последнюю группу.
Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещаю-щему товары, могут предоставляться следующие виды льгот: полное освобож-дение от уплаты таможенныр платежей, частичное освобождение от уплаты та-моженных платежей, воз¬врат ранее уплаченных таможенных платежей.
Указанные льготы можно условно подразделить на две груп¬пы: льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении това-ров под таможенный режим (основные льготы по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при по-мещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использова¬нием (дополнительные льготы по таможенным платежам). В ряде случаев льготы применяются только в отношении отдельных ка¬тегорий товаров, помещаемых под таможенный режим.
Переработка товаров под таможенным контролем - таможенный режим, при котором иностранные товары используются согласно установленному по-рядку на таможенной территории Российской Федерации без взимания тамо-женных пошлин и налогов, а также без применения в отношении товаров мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с после-дующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов пе-реработки под иной таможенный режим.
Использование таможенного режима переработки товаров под таможен-ным контролем не допускается в следующих случаях:
а) заявитель предполагает помещать товарную продукцию, отходы перера-ботки под таможенный режим временного вывоза;
б) заявитель является физическим лицом;
в) не обеспечена уплата таможенных платежей в качестве мер по обеспе-чению соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном де-ле в следующих случаях:
- товары для переработки являются подакцизными товарами;
Заключение:
В работе мною был проведен анализ действующего российского законода-тельства о таможенных режимах, а также дана характеристика одного из основ-ных институтов таможенного права – таможенных режимов.
Каждый, кто так или иначе сталкивается с осуществлением внешнеэконо-мической деятель¬ности, знает, что отправной точкой во взаимоотношениях с та¬моженным органом является выбор соответствующего таможен¬ного режима.
Мною были рассмотрены основные принципы и особенности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
К таким принципам относятся:
равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспорт-ных средств;
добровольность выбора и изменения таможенного режима;
обязательность таможенного оформления режима;
определенность места и времени пересечения таможенной границы;
регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещае-мыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.
Различ¬ный объем свободы при использовании таможенных режимов обу-словливает применение различного режима обложения тамо¬женными пошли-нами и иными налогами: если условием тамо¬женного режима выпуска для сво-бодного обращения является уплата всех таможенных платежей, то остальные таможенные режимы сопряжены с предоставлением в отношении ввозимых (вывозимых) товаров определенных льгот.
Все таможенные платежи можно разделить на две группы: взимаемые при перемещении через таможенную границу Россий¬ской Федерации и взимаемые в иных случаях, установленных нор¬мативными правовыми актами по таможен-ному делу. При этом из платежей, взимаемых при перемещении через тамо-женную границу Российской Федерации, следует выделить отдельную группу - пла¬тежи, взимаемые при таможенном оформлении. К ним относятся таможен-ная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз. В рамках таможенных режимов предоставляются льготы только по таможенным платежам, состав-ляющим эту последнюю группу.
Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещаю-щему товары, могут предоставляться следующие виды льгот: полное освобож-дение от уплаты таможенных платежей, частичное освобождение от уплаты та-моженных платежей, воз¬врат ранее уплаченных таможенных платежей.