Введение:
Рынок одежды в России является на данный момент одним из самых пер-спективных рынков. Особенность его развития заключается в росте и расшире-нии за счет поставок импортной продукции. Однако и российские производите-ли все увереннее занимают позиции и составляют конкуренцию маркам запад-ных производителей.
Для того, чтобы более эффективно работать на рынке одежды, необходи-мо иметь информационную базу о потребностях в товаре и наличии его на складе, контролировать и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах, и в том числе об их финансовом положение, постоянно отслежи-вать и учитывать ее при принятии решения.
Перечисленными факторами обусловлена актуальность проблемы марке-тинговых исследований рынка одежды. Однако в современной экономической литературе уделяется недостаточно внимания этой важной теме, что свидетель-ствует о некоторой новизне исследований, проводимых в рамках данной рабо-ты.
Цель маркетингового исследования состоит в изучении потребителей и поку-пательских предпочтений на рынке одежды г. Москвы. Исследование пред-ставляет результаты опроса покупателей одежды в торговых центрах, располо-женных в центральной торговой зоне и спальных районах г.Москвы. Опрос проводился специалистами фирмы Марccаин в сентябре - октябре 2006 г. В хо-де опроса была получена и обобщена информация о тенденциях развития рын-ка одежды г.Москвы и его структуре, о социально-демографических и доход-ных характеристиках потребителей одежды, о показателях покупательской ак-тивности и потребительских предпочтениях. Также для каждой группы потребителей были выявлены факторы, определяющие выбор места покупки и конкретного товара в торговой точке, а также марочные предпочтения и предпочтения по странам-производителям одежды.
Основная часть:
В зависимости от уровня образования, большинство опрошенных (48 че-ловек, или 77.4 %) имеют высшее образование. Среднее специальное образова-ние имеют 19.4 % опрошенных, или 12 чел. Ученую степень имеют 2 потреби-теля, что составляет всего 3.2 % опрошенных.
При оценке степени случайности покупки выяснилось, что большинство опрошенных совершают покупку целенаправленно (32 человека, или 51.6 % опрошенных). Случайные покупки характерны лишь для 9.7 % опрошенных (6 человек). Изучение степени нуждаемости в товаре показало, что подавляющее большинство покупателей нуждаются в покупке новой одежды постоянно (47 человек, или 74.8. % опрошенных).
В ходе исследования выяснилось, что наиболее существенная часть по-требителей либо стремится купить товар (16 человек, или 25.8 % опрошенных), либо обязательно совершат покупку (17 человек, или 27.5 % опрошенных). Для большинства потребителей это – обыденная покупка (41 человек, или 66.1 % опрошенных). Лишь для 33.9 % опрошенных (21 человек) покупка необходима для особого случая. При этом покупатели, как правило, не пользуются чьими – либо советами (45 человек, или 72.6 % опрошенных). 12 опрошенных (19.4 %) при покупке ориентируются на советы продавца.
Выбор места покупки обусловлен такими факторами, как близость к мес-ту жительства (работы или учебы) – 13 человек (21 %); воспользовались ин-формацией из рекламы 18 человек (29 %). 21 человек, или 33.9 % опрошен-ных совершают покупки в определенном месте потому, что давно знают этот магазин.
Российский потребитель (средний класс) ориентирован на качественную импортную одежду (41 человек, или 66.1 % опрошенных). Одежду отечествен-ных производителей предпочитают 24.2 % потребителей. 6 человек, или 9.7 % опрошенных не придают значения месту производства одежды. При этом большинство потенциальных покупателей предпочитают одежду нескольких торговых марок (26 человек, или 41.9 % опрошенных). 15 человек, или 24.2 %, предпочитают одежду одной торговой марки. Значительная часть опрошенных (21 человек, или 33.9 %) не придает значения марке одежды.