Введение:
Социологическая школа права – одно из направлений науки права 20 века (Р.Паунд, Дж.Френк, С.А.Муромцев и др.) отождествляет право с судебными и административными ре-шениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Решения поддерживаются государственным принуждением, т.к. государство есть сила, создающая право.
Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга ко-торого «Социология права» (1911г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления.
Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех нор-ме, вытекающей из общей солидарности.
В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним вы-ражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше госу-дарства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля вла-ствующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарно-сти, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.
Глава 4:
П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое неве¬жество… Голод и холод, разврат и преступление, несправед-ливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она сле-дует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социо-логия изучает явления человеческого взаимодейс¬твия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяет¬ся на:
социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
социальную механику, изучающую процессы взаимодействия лю¬дей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»
Социология практическая изучает явления человеческого взаимо¬действия с точки зрения должного.
Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соци¬альную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теорети¬ческой социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.» Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимо¬действия имеются три эле-мента: индивиды, их акты, действия; про¬водники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются
1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие сходных и несходных лиц
Заключение:
Социологический номинализм, представший в классически чистом форме у Гоббса, обна-руживал свою внутреннюю связь со "статическим" и в то же время "типологизирующим" - под-ходом к пониманию общества, государства и права. Переход от этого подхода к эволюционно-му, кристаллизовавшемуся в конце концов в виде теории прогресса (прогресс как целенаправ-ленная эволюция, ибо лишь постулируя ее цель можно было говорить о степени "прогрессивно-сти" самой этой эволюции), сопровождался - почти незаметным, но все же - отказом социаль-ной науки XVIII в. oт социологического номинализма и возвратом к социологическому реализ-му, хотя и не всегда последовательному и радикальному.
По мере развития идеи Прогресса в просветительском сознании проблема реальности "всеобщего" - будь то общество национальное государство или Человечество - все заострялась, пока не получила своего наиболее продуманного (а потому и наиболее развитого и антиноми-ческого) выражения в кантовской версии теории прогресса представлявшей собой попытку "синтезировать" идеалистический социальный "реализм" платонического типа, с одной сторо-ны, и материалистический социологический "номинализм" Гоббса - с другой.
Эволюция социальной теории, произошедшая - в рамках одного и того же типа научности в обществознании - от Гоббса до Канта, свидетельствует о том, что мы не можем рассматривать его в статике, - к чему предрасполагает типологизация научного знания вообще. Причем имен-но область социальных воззрений, развивавшихся под эгидой того типа науки ("научности" во-обще), который возник в Европе в XVI-XVII вв., свидетельствовала о такой эволюции убеди-тельнее всего. Ибо в ней, в этой области, ярче всего обнаруживалось теоретико-методологическое влияние на научное сообщество в целом наиболее "продвинутых" естествен-нонаучных дисциплин, то опережавших друг друга, то сталкивавшихся друг с другом в "пространстве одновременности".