Введение:
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства.
Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему, в установленном порядке. Указанные органы в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.
Структура и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области связи определяются положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Задачами федеральных органов исполнительной власти в области связи, входящих в единую систему, являются:
разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование в области связи;
межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития электросвязи;
организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи;
разработка предложений по государственной политике в области распределения и использования радиочастотного спектра и обеспечение их реализации;
разработка проектов программ развития в области почтовой связи и обеспечение их реализации.
В данной работе рассмотрены правовые основы оказания услуг электросвязи на примере ОАО «Удмурттелеком».
Глава 2:
Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области связи между предприятиями связи, а также между пользователями связи и предприятиями связи, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При проведении предприятием связи неотложных работ по восстановлению сооружений связи, находящихся на сельскохозяйственных угодьях или иных земельных участках, не имеющих статуса земель связи, в случае, если собственник (владелец, арендатор) земельного участка и предприятие связи не пришли к соглашению о размере подлежащего возмещению вреда либо если собственник (владелец, арендатор) отказался от участия в составлении соответствующего акта, эти обстоятельства не могут служить препятствием для проведения восстановительных работ и не освобождают собственника сооружений связи от возмещения причиненного вреда.
Споры по вопросам деятельности в области связи, возникшие между предприятиями связи, расположенными на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств, решаются в порядке, установленном соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации.
Оператор связи несет ответственность перед абонентом (клиентом) за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, за объявленное качество услуг телефонной связи, за нарушение сроков оказания услуг телефонной связи и сроков устранения недостатков, за достоверность информации об услугах телефонной связи и об исполнителе этих услуг в порядке и размерах, предусмотренных законом или договором.
При нарушении сроков оказания услуги телефонной связи абонент (клиент) вправе по своему выбору:
назначить оператору связи новый срок, в течение которого должна быть оказана услуга телефонной связи, и потребовать уменьшения стоимости этой услуги;
потребовать уменьшения стоимости услуги телефонной связи;
расторгнуть договор об оказании услуги телефонной связи;
поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от оператора связи возмещения понесенных расходов.
При обнаружении недостатков в процессе оказания услуги телефонной связи абонент (клиент) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков услуги телефонной связи;
уменьшения стоимости услуги телефонной связи.
Если в установленный срок недостатки не были устранены оператором связи или обнаружены существенные недостатки в оказанной услуге телефонной связи, абонент (клиент) вправе расторгнуть договор об оказании услуг телефонной связи.
Абонент (клиент) вправе потребовать полного возмещения причиненных ему убытков. Недостатки оказанной услуги телефонной связи должны быть устранены в течение 20 дней начиная со дня окончания 2 месяцев, установленных для рассмотрения претензии, если более короткий срок не установлен договором (соглашением сторон) об оказании услуг телефонной связи.
В случае крупной аварии сроки устранения недостатков услуги телефонной связи определяются исходя из нормативно-технических документов по эксплуатации телефонных сетей федерального органа исполнительной власти в области связи.
Требования абонента (клиента) об уменьшении стоимости услуги телефонной связи, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора об оказании услуг телефонной связи, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок начиная со дня окончания 2 месяцев, установленных для рассмотрения претензий.
За нарушение сроков оказания услуг телефонной связи, сроков устранения недостатков, а также сроков удовлетворения иных требований, оператор связи уплачивает абоненту (клиенту) неустойку в размере 3 процентов стоимости оказанной услуги за каждый месяц, неделю, день, час просрочки (если срок определен в месяцах, неделях, днях, часах).
Оператор связи освобождается от ответственности за вред, причиненный абоненту (клиенту) из-за недостатков оказанной услуги телефонной связи, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения абонентом (клиентом) установленных правил пользования услугами телефонной связи.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных настоящими Правилами и договором об оказании услуг телефонной связи, абонент (клиент) несет ответственность перед оператором связи согласно законодательству Российской Федерации.
Оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед абонентом (клиентом), если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы либо вины абонента (клиента).
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи пользователь связи вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмещении ущерба.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Заключение:
Совершенствование правового регулирования оказания услуг электросвязи в числе первоочередных проблем включает в себя:
- разработку новых Правил оказания услуг электросвязи. Просматривается переход от узко направленных документов по отдельным службам (телефонной, телеграфной, подвижной связи, ДЭС и др.) к единым правилам оказания всех услуг электросвязи;
- решение вопросов ответственности операторов за весь комплекс услуг электросвязи в условиях, когда в их создании участвуют многие операторы связи как в территориальном разрезе, так и в разрезе организации отдельных служб;
- решение вопросов взаимодействия операторов электросвязи с поставщиками иных услуг, для которых услуги электросвязи служат базой (некоторые услуги интеллектуальной сети, электронная коммерция и др.), и пользователями таких услуг;
- уточнение в случае необходимости правовых норм, касающихся лицензирования услуг, оказываемых операторами конвергированных сетей. В том числе целесообразно изучить целесообразность постепенного перехода от выдачи совокупности лицензий под отдельные службы к единым разрешительным документам по всем службам электросвязи;
- решение вопросов взаимодействия операторов, прежде всего операторов существующих сетей и операторов конвергированных сетей электросвязи, с учетом реальной экономической ситуации в стране. В том числе среди прочих проблем в связи с перспективой конвергенции просматривается необходимость разработки правовых норм, обеспечивающих балансирование тарифной системы в электросвязи.
Решение всех этих проблем требует нестандартных подходов, организации многочисленных взаимодействующих между собой групп специалистов заинтересованных организаций. Разрозненные усилия как Администрации связи России, так и отдельных операторов не приведут к положительным решениям. Нескоординированные действия отдельных компаний или непродуманные административные решения могут взорвать рынок телекоммуникаций страны, от чего в долговременном плане потеряют все.