Осенью 2002г. местной общественной организацией «Инициатива» г. Ижевска, по проблеме соблюдения прав человека в Удмуртской Республике, было проведено анкетиро-вание жителей г. Ижевска. В результате анкетирования были получены следующие ре-зультаты:
а) На вопрос, соблюдаются ли в Удмуртии права и свободы человека, 7% ответили «скорее да, чем нет», 51% - «скорее нет, чем да», 22% - «нет», 20% - затруднились ответить.
б) На вопрос, какие права чаще всего нарушаются, 55% проанкетированных граждан отме-тили социальные, 33% - личные (неприкосновенность личности), 9% - политические, 11% - экономические, 4% - культурные.
в) На вопрос, кто чаще нарушает права и свободы человека, 64% проанкетированных граж-дан отметили чиновников; 48% - руководителей предприятий; 42% - сотрудников правоох-ранительных органов; 9% - граждан, не занимающих какие-либо должности; 4% -судей.
г) На вопрос, что является причинами нарушения прав человека, 58% проанкетированных граждан отметили неспособность власти защитить права и свободы граждан, 55% - право-вую безграмотность населения, 51% - халатность должностных лиц, 35% - рост преступно-сти, 29% - социально-экономические проблемы региона.
Осенью 2002г. аналогичное анкетирование было проведено среди депутатов Государ-ственного Совета Удмуртской Республики постоянной комиссией Государственного Сове-та УР по законности, общественной безопасности и правам граждан. В анкетирование при-няли 72% от общей численности депутатов Государственного Совета Удмуртской Респуб-лики. В результате анкетирования были получены следующие результаты:
а) На вопрос, соблюдаются ли в Удмуртии права и свободы человека, 5% ответили «да», 35% - «скорее да, чем нет», 37% - «скорее нет, чем да», 23% - «нет».
б) На вопрос, какие права чаще всего нарушаются, 63% проанкетированных депутатов от-метили социальные, 53% - личные (неприкосновенность личности), 25% - политические, 17% - экономические.
в) На вопрос, кто чаще нарушает права и свободы человека, 67,6% проанкетированных де-путатов отметили чиновников; 53% - руководителей предприятий; 48,5% - сотрудников правоохранительных органов; 14,7% - граждан, не занимающих какие-либо должности; 17,6% -судей.
г) На вопрос, что является причинами нарушения прав человека, 61,7% проанкетированных депутатов отметили неспособность власти защитить права и свободы граждан, 44% - пра-вовую безграмотность населения, 27,9% - халатность должностных лиц, 19% - рост пре-ступности, 38,2% - социально-экономические проблемы региона.
В ноябре 2002г. в Государственном Совете Удмуртской Республики рассматривался подготовленный постоянной комиссией Государственного Совета УР по законности, обще-ственной безопасности и правам граждан проект закона «Об уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике». Данный проект прошел экспертизу в Комиссии по правам человека при Президенте РФ, в аппарате Уполномоченного по правам человека РФ. Комиссия провела анкетирование в Государственном Совете УР, в котором 70% депутатов подтвердили, что институт уполномоченного по правам человека в республике нужен. Од-нако проект закона «Об уполномоченном по правам в Удмуртской Республике», не был принят в первом чтении, доводом стало нехватка денег на создание новой структуры .
Общая характеристика нормативной базы Удмуртской Республики.
По данным прокуратуры УР, в период с 2001г. по 10.09.2002г., органами прокуратуры Удмуртской Республики опротестован в общей сложности 51 нормативный правовой акт (Законы Удмуртской Республики и Постановления Правительства Удмуртской Республи-ки). Среди них:
- Закон УР от 29.10.96г. № 310-1 «О культуре» (ст.ст. 34 -36, 45), регулирующий вопро-сы организации деятельности по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей. Данный закон, вопреки ст.ст. 132, 133 Конституции РФ, ст. 40 За-кона РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ст. 6 ФЗ «Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в РФ», допускает передачу органам государственной власти полномочий, которые должны осуществляться только органами местного само-управления или населением муниципального образования непосредственно;
- Закон УР «О государственной службе Удмуртской Республики» (ст. ст. 14, 29, 36), ре-гулирующий правовые основы организации государственной службы Удмуртской Респуб-лики и правовое положение государственных служащих УР. Данный закон, вопреки ст. ст. 20, 23, 25 ФЗ «Об основах государственной службы РФ», изменяет порядок установления испытательного срока, предусматривает дополнительные основания для увольнения и пр.;
- Закон УР от 23.04.96 №193-1 «О разграничении государственной собственности» (ст.ст. 34-36, 45), регулирующий вопросы разграничения собственности. Данный закон, во-преки п. 2 ст. 8 Конституции РФ, ст.ст. 214 ГК РФ, Закону «О недрах», включает муници-пальную форму собственности в государственную, недра включены в собственность субъ-екта РФ на основании законов субъекта;
- Постановление Правительства УР № 141 от 18.03.96 «О поэтапной реализации льгот для ветеранов войны и труда, установленных ФЗ «О ветеранах». Данное постановление, вопреки ст. 76 Конституции, ст. 10 ФЗ «О ветеранах», излагает Перечень льгот для ветера-нов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, не учитывая всех льгот, установленных действующим законодательством;
- Постановление Правительства УР от 19.01.2000 №33 «Об утверждении порядка выпла-ты государственных ежемесячных пособий на ребенка за 2000», устанавливает порядок выплаты государственных ежемесячных пособий на ребенка с учетом недостаточности средств в бюджете. Данное постановление, вопреки ст. 16 ФЗ «О государственных пособи-ях гражданам, имеющим детей», предусматривает очередность выплаты ежемесячных по-собий.
- Постановление Правительства УР «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией льгот» № 173 от 15.02.2002г., Постановление Правительства УР «О системе финансовых органов в Удмуртской Республике» от 21 мая 2001 №494, устанавливают по-рядок использования денежных средств, направляемых на реализацию социальных гаран-тий гражданами, образовывают управления финансов (отделы) в административно-территориальных единицах Удмуртской Республики. Данные постановления, вопреки ст. 154 БК РФ, Закона РФ «О ветеранах», п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривают, что финансирование льгот происходит исключительно в пределах выделяемых средств.
По всем опротестованным нормативно-правовым актам нарушения устранены или идет работа по подготовке проектов по их устранению.
Нормативные акты Удмуртской Республики, противоречащие международному зако-нодательству, в период проведения мониторинга не выявлялись.