Основная часть:
Видным деятелем либерального движения в России был про¬фессор Мос-ковского университета Борис Николаевич Чичерин.
Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личнос¬ти. В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрица¬тельную (независимость от чужой воли) и положительную (возмож¬ность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).
Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех об-ществ. По существу, право есть взаимное ограничение сво¬боды под общим за-коном, утверждал Чичерин. Субъективное пра¬во — это законная свобода чело-века что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий сво¬боду и устанавливающий права и обязанности участ-ников правоотношений.
Сущность развития, считал Чичерин вслед за Гегелем, состо¬ит в постепен-ном осуществлении внутренней свободы. С этих пози¬ций Чичерин критически оценивал те доктрины государства и пра¬ва, которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низ¬водят человека до степени простого средства для общественных целей.
Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал собственность. Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое начало, выте-кающее из сво¬боды человека и устанавливающее полновластие лица над ве-щью. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хо-зяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом.
Из свободы как источника права проистекает и понятие дого¬вора как со-глашения воль контрагентов. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных субъектами права. На государстве лежит обязанность охраны законных прав и интересов граждан. Если государство, при изменившихся ус-ловиях, отменяет какие-либо права в области частного права, то оно обязано предос¬тавить человеку справедливое вознаграждение.
В центре концепции Чичерина — личность со своими правами и свобода-ми. Вслед за Гегелем Ч. отмечал, что первой ступенью человеческого общежи-тия, ло¬гическим переходом от личного права к общественному является семья. Вторую — составляют церковь и гражданское общество.
Через призму прав и свобод личности Чичерин анализировал различные образы правосудия. Высшей стадией развития идеи государства Чичерин счи-тал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различ¬ные нача-ла общежития приводятся к идеальному единству.