Введение:
Актуальность темы. Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.
Реальный уровень безработицы представляет собой макроэконо-мическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Глава 2:
Современный рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и как в зеркале отражаются практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка - работника и работодателя, - зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно, и уровень безработицы. Уровень инфляции и ставка ссудного процента определяют инвестиционную активность, что в свою очередь формирует движение системы рабочих мест: растет или сокращается их число, создаются высокотехнологичные рабочие места или они воссоздаются на прежнем техническом уровне. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих рав¬ных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда и тем сильнее растет напряженность на нем. Большое влияние на поведение субъектов рынка труда оказывают сложившиеся традиции в трудовой сфере и национальные особенности поведения. Вот почему рынки труда в России, Японии, США имеют ярко выраженные специфические черты.
Механизм рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму. Взаимодействие спроса на труд и предложения рабочей силы складывается под влиянием конкретной экономической и социально-политической ситуации, движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня реальных доходов населения.
Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены ра¬бочей силы, условий труда, решении тех или иных социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов. Как пра¬вило, эти отношения регулируются на основе системы коллективных договоров. В странах с развитой рыночной экономикой коллективно-¬договорная система играет более активную роль на рынке труда, чем государственное регулирование.
В функции инфраструктуры рынка труда входит также подготовка работника и работодателя к контакту и взаимодействию между собой, помощь в заключении контракта, всестороннее обеспечение взаимодей¬ствия и социальная защита выходящих на рынок труда. Развитый рынок труда предполагает помимо взаимодействия работодателей и наемных работников наличие институциональных структур по защите коллектив¬ных интересов тех и других (профсоюзы, ассоциации предпринимате¬лей, безработных и бездомных, союзы арендаторов и т.д.) и государст¬венного посредничества в вопросах социального партнерства.
Главное отличие нашего рынка труда – это наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят: монополию на многие товары и услуги, немалый дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочней силы и многие другие. К этому можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, супермонополизацию роизводства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит
Заключение:
Таким образом, сегодня в рыночной экономике неизбежно происходят изменения в использовании трудовых ресурсов, так как с перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.
Анализируя экономическое состояние России за последние несколько лет видно, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда, рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются. Безработица относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Главное отличие нашего рынка труда – это наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. Отсюда следует, что выход из проблемы безработицы может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве, при этом по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.