Введение:
Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российского права является в настоящее время конституционное право. В качестве ведущей отрасли конституционное право играет определяющую роль в жизни общества, в демократических преобразованиях, происходящих в России.
Провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью и заявив в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, конституционное право России обеспечивает гуманизацию всех конституционно-правовых институтов, выражающуюся, прежде всего, в отказе от приоритета общественных, государственных интересов над личными, в поощрении таких взаимоотношений государства и гражданина, в основе которых лежал бы приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности.
Конституционное право играет ведущую роль в реорганизации федеративного устройства, которое в РФ основывается на ряде принципов, закрепленных нормами конституционного права и обусловленных его демократической сущностью.
Для современной России характерно расширение объема конституционно-правового регулирования, возрастающее влияние на конституционное право общегуманитарных ценностей в результате изменения содержания ранее существовавших норм и институтов конституционного права России и появления новых. Этот процесс ведет к изменению системы источников конституционного права.
Наиболее существенные изменения эта система претерпела с принятием Конституции 1993г. Складывающееся в нашей стране конституционное право в силу демократических преобразований в обществе обрело более сложную систему источников, чем та, которая была характерна для советского государственного права. Появились ранее неизвестные отечественному конституционному праву акты, в число которых входят федеральные конституционные законы, конституционно-правовые договоры и соглашения, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и т.д.
Глава 2:
Обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства.
В новом законодательстве России, как подчеркивает А.В. Мицкевич, “стали получать больше признание правовые обычаи как источники права. ГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность принятия обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст.5 и 6 ГК). Это значительное расширение применения правового обычая, который прежде применялся только при прямом указании закона, относящегося к тому или иному виду отношений. На новом основании возможно широкое применение обычаев, в частности – местных, национальных, а также деловых обыкновений, сложившихся в различных отраслях хозяйства” .
Вопрос об обычае как источнике конституционного права является дискуссионным. Следует сказать, что большинство исследователей источников конституционного права об обычаях даже не упоминают. Однако, обычай, исторически предшествовавший закону, подготовивший его появление, всегда использовался в нашей стране как непосредственный регулятор государственных отношений . Ряд норм современного законодательства обязаны своим происхождением обычая. Известно, например, что с практикой функционирования высших органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик связано создание Советов Старейшин Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, представлявших собой совещания представителей групп депутатов, основной задачей которых являлась выработка согласованного мнения о включении к повестку дня вносимых на рассмотрение сессии вопросов, о порядке обсуждения этих вопросов на сессии, о персональном составе избира¬емых Верховным Советом органов. Например, Советы Старейшин об¬разовывались в палатах Верховного Совета СССР каждого нового со¬зыва. При этом Совет Старейшин Совета Союза состоял из представи¬телей групп депутатов, избранных по избирательным округам, образо¬ванным на территории республики, края, области, а Совет Старейшин Совета Национальностей – из представителей групп депутатов, из¬бранных от каждой союзной, автономной республики и от каждой автономной области, а также депутатов, избранных в Совет Нацио¬нальностей от национальных округов.
Организационная практика проведения первых сессий Советов но¬вого созыва выработала обычай, согласно которому первая сессия Со¬вета каждого нового созыва открывалась старейшим по возрасту депу¬татом.
В последующем многие из этих обычаев получили законодательное закрепление в регламентах и других законодательных актах.
Конечно, сегодня использование обы¬чаев в государственной жизни носит гораздо более ограниченный ха¬рактер, чем прежде. Это объясняется тем, что здесь отчетливо прояв¬ляется следующая закономерность: чем совершеннее законодательст¬во, тем меньше роль и сфера действия обычая.
Тем не менее, обычай играл и продолжает играть важную роль в формировании норм конституционного права. Особенно заметна его роль в правообразовании, связанном с государственной символикой, государственным церемониалом и т.п.
Заключение:
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
Достаточно широко известно, что Конституция РФ 1993г. представляет собой основной источник, можно сказать – сердцевину конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции РФ, но и в других нормативно-правовых актах. По территориальному признаку они делятся на федеральные, региональные и местные.
Таким образом, источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве
Представляется, что для усовершенствования источников конституционного права в современном России необходимо зафиксировать “фундамент” регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них – Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться “цементированием” лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права РФ, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. Процесс приведения нормативно-правовых актов, как на федеральном, так на региональном и местном уровнях, в соответствие с Конституцией, продолжается до сих пор. И большую роль в нем играют постановления Конституционного Суда РФ, которые также являются своеобразным источником конституционного права.