Введение:
Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на уси-ление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тя-жести.
Проявляется это, прежде всего, в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения.
Судебная практика развивается по пути расширения применения мер, не свя-занных с лишением свободы. Ныне они составляют около 60% от всех судебных решений. Это в полной мере отвечает Минимальным стандартным правилам ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), и Европейским правилам общинных (альтернативных) санкций и мер.
Исполнение наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества осуществляют уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). До недавне-го времени УИИ находились в составе МВД России. В 1999 году УИИ переданы в состав уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России. Взаимоотно-шения УИИ и органов внутренних дел регулируются совместными ведомственны-ми правовыми актами.
На эти учреждения возложено исполнение уголовных наказаний в виде ис-правительных работ и запрещения занимать определенные должности или зани-маться определенной деятельностью, контроль за поведением условно осужден-ных, а также осужденных женщин, которым исполнение наказания отсрочено в связи с беременностью либо наличием ребенка в возрасте до 14 лет.
Об эффективности исполнения наказаний без изоляции от общества свиде-тельствует и сравнительно низкий уровень преступности среди осужденных в пе-риод отбывания наказания. По итогам 2000 года он составил 1,1%, а за последние четыре года снизился на 0,5%.
В рамках данной работы будет рассмотрено исполнение наказаний, связан-ных с обязательной трудовой деятельностью осужденного.
Глава 4:
После постановки на учет осужденный вызывается в инспекцию для прове-дения беседы, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания на-казания, его права и обязанности, основания и порядок применения мер поощре-ния и взыскания, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведе-ния о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осуж-денного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. В случае установления для осужденного обязанностей и запре-тов ему объявляется соответствующее постановление (форма N 8).
По окончании беседы у осужденного отбирается подписка (форма N 9) и со-ставляется справка, которые подшиваются в его личное дело.
Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляют инспек-ции по основному месту работы осужденных.
Оформив документы на лиц, осужденных к исправительным работам, ин-спекция не позднее следующего дня, предварительно уточнив место работы осуж-денного, направляет администрации этой организации копию приговора (опреде-ления, постановления, предписания), извещение (форма N 10) и расчетные сведе-ния. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказа-ния не позднее 15 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распо-ряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Осужденные к исправительным работам отбывают наказание в той органи-зации, в которой они работали до осуждения. Перевод указанных лиц на другую должность или работу производится на общих основаниях, предусмотренных за-конодательством о труде.
В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. Постановление о разрешении на увольнение или отказе в нем (форма N 11) выно-сится инспекцией на основании письменного заявления осужденного после про-верки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения на уволь-нение должен быть мотивирован. Осужденному необходимо разъяснить его право на обжалование принятого решения у начальника горрайоргана или в суде.
Заключение:
Развитие уголовной политики в направлении расширения применения аль-тернатив лишению свободы предопределяет укрепление системы исполнения на-казаний без изоляции от общества. Повышение роли уголовно-исполнительных инспекций в деле исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений обусловливает безотлагательную необходимость совершен-ствования деятельности названных учреждений, их реформирования, превращения в полноценные подразделения УИС, подобные службам пробации, существующим за рубежом.
Мировая практика применения наказаний в виде общественных работ (аналог обязательных работ) свидетельствует о его высокой эффективности при решении задачи исправления осужденного. Однако за рубежом этот труд работодателем не оплачивается. Наше законодательство возлагает на администрацию организаций, использующих труд указанных лиц, обязанности по контролю за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомлению УИИ о количестве про-работанных часов или об уклонении от отбывания наказания. Администрация ор-ганизации обязана ежемесячно перечислять в соответствующий бюджет финансо-вые средства за выполненные осужденными работы. Это обстоятельство значи-тельно снижает привлекательность для работодателя использования труда осуж-денных к обязательным работам, что может стать препятствием для их трудоуст-ройства.