Введение:
Генезис и развитие государства явно обнаруживают возникновение у него своеобразного института «инстинкта самосохранения». Это проявляется не только в создании своеобразных форм защиты от «посягательств извне», но и в обеспечении функционального развития всего общества, поддержания народа, проживающего на его территории. Одним из таких институтов, возникшим как историческая необходимость, является институт гражданства.
Действительно, объем прав и свобод, которыми человек может пользовать-ся в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государ-ством обязанностей, находятся в прямой зависимости от наличия или отсутст-вия у него гражданства данного государства. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может тре-бовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на совей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.
Гражданство, будучи основой правового положения человека в государст-ве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. В Россий-ской Федерации вопросы гражданства в последние годы привлекают особое внимание. После распада СССР собственное гражданство РФ, существовавшее ранее чисто символически, превратилось в одну из важных характеристик суве-ренного государства. Миллионы россиян для всего мира теперь стали гражда-нами РФ как субъекта международного права, что определяет важность и акту-альность выбранной темы. Именно обладание гражданством предоставляет че-ловеку возможность в полной мере реализовывать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность. Правом человека является и изменение гражданства.
Целью работы является изучение правовых норм, регулирующих граждан-ство в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью, основны-ми задачами работы являются:
изучение понятия гражданства;
анализ способов приобретения гражданства РФ;
анализ способов прекращения гражданства РФ;
исследование понятия двойного гражданства.
Глава 5:
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобре¬тения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданс¬тво, например, при различном гражданстве роди-телей или в слу¬чае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда рос-сийский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству ино-странного государства и фак¬тически становился лицом с двойным гражданст-вом, законода¬тельство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 но-ября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но до-пускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность предусматривает федеральный за¬кон;
2) если это предусмотрено международным договором Рос¬сийской Феде-рации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законода¬тельных актах недопустимо.
Однако согласно статьи 6 Закона о гражданстве, гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства рос-сийских граждан лишь в указанных, строго ограни¬ченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Россий-ской Федерации, не приз¬нается принадлежность к гражданству другого госу-дарства, про¬должает действовать.
Гражданин иностранного государства при приобретении граж¬данства рос-сийской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при полу¬чении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз¬нано в России, лишь если с иностранным государством, гражда¬нином которого он является, имеется соответствующий междуна¬родный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу¬дарства может создать определенные трудности, поскольку обла¬датель двух гражданств ока-зывается связанным с двумя госу¬дарствами и должен подчиняться закона обо-их. Это касается, например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж¬данства не ума-ляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанно-стей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допус-кает, что федераль¬ным законом или международным договором РФ может быть предус¬мотрено то или иное ограничение или освобождение от обязан¬ностей, вытекающее из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Заключение:
Решение многих проблем, возникающих в отношениях между республика-ми бывшего СССР, должно было взять на себя СНГ. К сожалению, это Содру-жество далеко не во всем оправдывает надежды и россиян, и граждан других стран. Чтобы интеграционные процессы имели более прочный фундамент, тре-буется добрая воля сторон. И пример Российской Федерации и Беларуси в этом отношении радует.
Первым радикальным шагом стал Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. Следующее историческое событие - Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и Устав этого Союза от 23 мая 1997 г.
Значение этих документов огромно. В рамках нашей темы особо отметим, что Уставом Союза Беларуси и России установлено гражданство Союза. Каж-дый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Беларуси является одновременно гражданином Союза. Наличие у граждан обоих государств граж-данства Союза не умаляет их прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства соответствующего государства - члена Союза. Но наряду с этим граждане Союза наделяются правами и исполняют обязанности, которые связаны с гражданством Союза.
В частности, гражданин Союза имеет право: на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах обоих государств; на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства, к которому он принад-лежит, со стороны дипломатического или консульского учреждения второго го-сударства - члена Союза; на участие в управлении делами Союза; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства - участника Союза, на тех же условиях, что и граждане этого государства. Граж-данин, постоянно проживающий на территории второго государства, имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на терри-тории этого государства. Надо также учесть, что целями Союза являются в эко-номической области создание равных условий и гарантий деятельности хозяй-ствующих субъектов, единого экономического пространства государств - уча-стников Союза, а в социальной сфере - выработка единых подходов при исчис-лении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, определении мер со-циальной защиты, обеспечении равных прав граждан государств - участников Союза в получении образования, медицинской помощи, в трудоустройстве и т.д.