Введение:
Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоя-щее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уров-нях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структу-ра, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональ-ном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого госу-дарственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, спе-циалистов усложнена тем, что в советский период специального законодатель-ства о государственной службе не было, а правовое положение работников го-сударственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и органи-заций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законода-тельстве. Однако, как уже выше излагалось, изменение ситуации привело к вы-делению службы в органах государственной власти и управлений - как особого рода государственной деятельность.
Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, должны в соот-ветствии с общими принципами построения государственной службы вырабо-тать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, ор-ганизации государственной службы на уровне субъектов Российской Федера-ции.
Государственная служба, как юридический институт рассматривается в та-кой отрасли права, как административное право. Во всех учебниках Советского периода государственной службе отводилась определенная глава или раздел. В новых учебных пособиях государственной службе также уделяется внимание, излагаются новые подходы и принципы построения.
Государственная служба освещалась рядом ученых и в монархической ли-тературе советского периода. Это такие авторы как Манохин В.М.,
Воробьев В.А., Бахрах Д.Н. и ряд других. Новым толчком к изучению государ-ственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”, когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона “О госу-дарственной службе”. Появляется ряд научных статей посвященный этой теме, идет активное обсуждение концепции нового закона и активное изучение госу-дарственной службы как таковой. Этот интерес сохраняется и сейчас. Еще до принятия Федерального Закона в ряде субъектов Российской Федерации при-нимаются собственные законодательные акты, регулирующие эту сферу. Это, например, Законы о государственной службе республики Саха (Якутия), приня-тый 26.03.93 г., республик Башкортостан, принятый 13.10.94 г., Марий Эл, при-нятый 23.02.95 г. и ряд других. Наконец 05 июля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, устанавливающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие начала построения государственной службы в субъектах российской Федерации. После его принятия и подписания Президен-том ускорился процесс принятия подобных законов и в регионах. Были сразу же приняты соответствующие законы в ряде краев и областей.
Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика государ-ственной службы, хотя законодательная база этого института практически от-сутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, фор-мируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государствен-ной службы.
Целью данной работы является. попытка обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана в ряде субъектов Российской Федерации, выявить слабые и сильные стороны принятых законов, новое и спе-цифическое по отношению к Федеральному Закону.
Глава 3:
В условиях становления демократического правового государства возрос-ли требования, предъявляемые к работникам органов государственной власти всех уровней. Поэтому очень многое в кадровой политике зависит от выявления состояния и учета динамики количественных и качественных параметров кад-рового корпуса государственных органов, его реального состояния и использо-вания. Остро стоит задача качественного обновления кадрового потенциала субъектов Российской Федерации, обеспечения притока на государственную службу новых свежих сил при сохранении преемственности управления.
В числе наиболее важных современных технологий и инструментов рабо-ты с персоналом следует выделить его оценку, что обусловлено, в первую оче-редь, практикой формирующихся новых социально-экономических, правовых, трудовых и нравственных отношений в системе государственной службы, пе-реходом на контрактную систему найма государственных служащих и пр.
Оценка кадров является важным компонентом управления персоналом, по-средством которого решаются задачи отбора кандидатов на работу в данный орган; определение эффективности деятельности работника (например, соот-ветствие занимаемой должности); выявление потенциальных возможностей со-трудников с точки зрения их дальнейшего использования (назначение на более высокую должность, выдвижение в резерв, увольнение); выявление тенденций развития работников и разработка программ обучения и др.
Кроме того, продуманная и высокоэффективная система оценки персонала государственной службы выполняет ряд важных социальных функций. Она по-зволяет:
снижать конфликты в коллективах, а также способствует созданию благо-приятных социально-психологических отношений между сотрудниками, руководителем и подчиненными;
стимулировать работу персонала;
устанавливать справедливое соотношение между количеством и качеством труда и денежным содержанием государственного служащего;
получать информацию об уровне профессионального развития персонала государственной службы;
наблюдать динамику изменения оцениваемых показателей и производить сравнение по группам должностей, структурным подразделениям.
Исходя из специфики государственной службы, объектом оценки выступа-ет ее служащий во всем многообразии его социально значимых черт, элементов личности (направленность личности, способности, характер и др.). Предмет оценки определяется, прежде всего, целью, содержанием и характером труда персонала государственной службы, его формами в системе государственного управления (эвристической, административной, операторной). Предметом мо-гут выступать деловые и личностные качества государственных служащих; ха-рактеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств руководства; показатели результатов организаторской деятельности и пр.
Проблема оценки государственного служащего весьма дискуссионная. В науке существуют многочисленные подходы к детерминации самого понятия оценки, ее функциональной направленности, осмыслению и практике исполь-зования.
В зависимости от субъектов оценки (кто проводит оценку) выделяют ин-дивидуальные, групповые, экспертные оценки. Рядом авторов отмечается воз-можность проведения и самооценки, которая может осуществляться, например, при аттестации государственного служащего. Типология оценок может быть произведена и по средствам представления информации о предмете оценки: вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические), комбини-рованные.
По нашему мнению, оценка - это результат соизмерения, результат сравне-ния познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталона, то есть из-вестного, познанного или представляемого человеком. Если оценивается, к
Заключение:
Государственная служба тесно связана с государством. Из вышеизложен-ного следует, что это самостоятельный вид трудовой деятельности, которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность осуществ-ляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, воз-ложенных на органы государства.
Государственная служба в России имеет богатую историю своего развития и становления. Вехами этого процесса являются становление Московского го-сударства с XII по XV века, образование Российской империи в XVIII веке и деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX - XX ве-ков. В Советский период государственная служба, как правовой институт про-должала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное внима-ние.
Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию государственной службы. В июле 1995 года принимается закон, устанавливаю-щий основы государственной службы. Но уже до его принятия в субъектах Рос-сии были приняты свои законы. Вторая волна их принятия началась уже на базе Федерального Закона. Поэтому в законах имеются ряд отличий. Законы рес-публик также отличаются тем, что содержат ряд существенных несоответствий с Конституцией, Федеральными Законами. В законах о государственной службе областей напротив подтверждается единство системы органов государственной власти в Российской Федерации. Но общее во всех законах то, что они в целом полностью охватывают государственную службу с ее понятиями, процессуаль-ными процедурами, определением правового положения государственных слу-жащих.