1. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;
2. В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях (с изменениями на 19 июля 1998 года)», право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Как указано в ст.3 данного закона, граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г., воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
воинский учет;
подготовку к военной службе;
поступление на военную службу;
прохождение военной службы;
пребывание в запасе (резерве);
военное обучение в военное время.
В соответствии со ст. 7, граждане обязаны состоять на воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
Гражданин, уволенный с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, обязан в двухнедельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту жительства гражданина по вопросу постановки его на воинский учет.
В случае переезда гражданина, уволенного с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, на новое место жительства он обязан в двухнедельный срок со дня прибытия на новое место жительства явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по новому месту жительства по вопросу постановки его на воинский учет.
Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в двухнедельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города (без районного деления), образования, места работы и должности.