Курсовая теория по теме: Административный договор

Название работы: Административный договор

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Административное право

Страниц:

25 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….

1. Понятие административного договора…………………………………..

2. Признаки административного договора………………………………

3. Классификация административных договоров…………………………

3.1. по характеру взаимоотношений субъектов……………………..

3.2. по кругу субъектов………………………………………………..

3.3. по содержанию договора…………………………………………..

3.4. по юридическим свойствам………………………………………

3.5. по предмету договора…………………………………………….

3.6. по целенаправленности……………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Выдержка:

Введение:

Как известно, в сфере частного права договор является тра¬диционным средством регулирования отношений между субъек¬тами (например, гражданско-правовой договор), причем эти отношения, как правило, регламентируются нормами граждан¬ского права, которое при заключении договора предоставляет их участникам равные права.

Договорная форма опосредования общественных отношений в на¬стоящее время охватывает не только сферу гражданского оборота, осу¬ществления права собственности и других вещных прав путем заключе¬ния гражданско-правовых договоров, основанных на равенстве, авто¬номии воли и имущественной самостоятельности их участников, но и сферу государственных конституционно-правовых отношений, связан¬ных с разделением предметов ведения и полномочий Российской Феде¬рации и ее субъектов, а также сферу распределения управленческой компетенции между органами государственной исполнительной власти РФ, субъектов Федерации и находящихся на территории последних ор¬ганов местного самоуправления. В соответствии со ст. 71 —73 Конституции РФ и нормами Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами осуществляется на основе договоров и соглашений.

Публично-правовое регулирование осуществляется преиму¬щественно посредством методов нормативной ориентации и императивных предписаний, оказывающих властно-управлен¬ческое воздействие на волю и поведение физических и юриди¬ческих лиц, побуждая и понуждая их к действию для достиже¬ния общих целей и удовлетворения публичных интересов. Од¬нако наряду с этим публичное право использует и договорное начало как особый способ правового регулирования. В публич¬но-правовой сфере договоры принимают на себя функции уп¬равления (например, координации, подчинения, организации, распределения) в целях взаимного удовлетворения публичных интересов.

В последние годы вопросы теории администра¬тивно-правового договора получили определенное освещение в юридической литературе. Вместе с тем различие точек зрения по данному вопросу и специфика рассматриваемой проблемы предпола¬гают дополнительный анализ и систематизацию имеющихся точек зрения по этому вопросу.

Глава 3:

Классификация админист¬ративных договоров по различным основаниям позво¬ляет наглядно представить существующее их многооб¬разие, познать специфику отдельных разновидностей договоров административного характера, упорядочить существующее множество административных догово¬ров, а также выявить существующие направления раз¬вития как всего комплекса административных догово¬ров, так и их отдельных разновидностей и, таким обра¬зом, в наиболее полном виде представить концепцию административного договора. Кроме того, разделение административных договоров на виды дает возмож¬ность выработать практические рекомендации по оп¬тимальному использованию их в повседневной дея¬тельности органов государственного управления, с уче¬том особенностей тех или иных видов административ¬ного договора. В связи с этим проблема классифика¬ции административных договоров имеет немаловаж¬ное теоретическое и практическое значение.

В научной литературе, посвященной упомяну¬той проблеме, отдельными административистами уже предпринимались попытки классифицировать административные договоры. Так, свои классифи¬кации договоров административного характера по некоторым основаниям предлагали Д.Н. Бахрах, В.И. Новоселов, В.А. Юсупов, Е. Старосьцяк и дру¬гие авторы. Тем не менее разработка этих классифи¬каций носила косвенный характер, то есть затраги¬валась лишь в связи с той или иной проблемой, и до настоящего времени проблема классификации ад¬министративных договоров не получила должного развития в отечественной административной на¬уке. К недостаткам в разработке этого вопроса мож¬но отнести и тот факт, что большинство авторов су¬ществующих классификаций, к сожалению, не про¬иллюстрировали их примерами из повседневной практики управленческой деятельности государ¬ства. Кроме того, необходимо отметить, что многие классификации, сделанные теми или иными авторами, сегодня в некоторой степени утратили акту¬альность. Это произошло в связи со значительными изменениями в социально-экономическом строе государства и вызванным ими обновлением законо¬дательства. Исключение, пожалуй, составляют классификации, сделанные Д.Н. Бахрахом. В связи с этим большинство приведенных ниже классифи¬каций представляют интерес не столько с точки зрения отражения существующего на сегодняшний момент многообразия административных догово¬ров, сколько с позиции выбора основания для клас¬сификации. Поэтому представляется целесообраз¬ным проанализировать сделанные ранее классифи¬кации, отталкиваясь не от конкретного автора, а от выбранного им критерия для выделения тех или иных видов административных договоров .

По характеру взаимоотношений субъектов можно выделить две крупные группы административных договоров:

1.Договоры субъектов, не обладающих контрольными, надзорными или иными специальными полномочиями по отношению друг к другу.

2.Договоры, в которых - один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента

Договоры первого типа заключаются, как правило, между одноуровневыми органами государственного управления. Поэтому наличие каких-либо специальных полномочий у одной из сторон вряд ли возможно. Примером такого договора может служить, скажем, договор о сотрудничестве между двумя министерствами.

Договоры второго типа заключаются между органом государственного управления и государственной или частной организацией либо с гражданами. Это могут быть, например, административно-трудовые соглашения, плановые контракты на управление государственным предприятием и т. д.

Иными словами, здесь идет речь о договорах горизонтального и вертикального типа. Вторым присущи такие особенности: 1) у стороны, обладающей властными полномочиями, существуют определенные прерогативы (например, право давать инструкции другой стороне, контролировать их исполнение, изменять условия договора, расторгать его (одностороннем порядке); 2) право другой стороны на финансовое "равновесие".

Под «горизонтальными внеаппаратными и административными правоотношениями» понимаются административные правоотношения между равновеликими по компетенции административными органами, то есть отношения, которые регулируются нормами административного права, в которых воля управляющего субъекта над управляемыми субъектами явно не проявляется, либо отсутствует как таковая. Объект горизонтальных внеаппаратных административных правоотношений не может быть урегулирован в однозначном порядке каким-либо отдельным административным органом, так как урегулирование данных отношений не входит в исключительную компетенцию ни одного административного органа. Главной задачей в деятельности административных органов в горизонтальных внеаппаратных административных правоотношениях будет разграничение вопросов ведения (или компетенции).

Вертикальные внеаппартные административные правоотношения, связанные с исполнением публичных обязанностей одним из участников (государство или гражданин) правоотношений, определяются тем, что один из участников (государство или гражданин) несет безусловную обязанность совершить определенные действия в рамках установленных законодательством независимо от воли данного участника.

В зависимости от круга субъектов представляется возможным выделить следующие виды административных договоров:

1.Между двумя или более органами государственного управления.

2.Между органом государственного управления и государственной или частной организацией или общественным объединением.

3.Между органом государственного управления и гражданами.

4.Между негосударственными организациями, в случае если хотя бы одной из них делегированы соответствующие государственно-властные полномочия.

Управленческие органы государства имеют ряд специфических черт в сравнении с иными государственными организа¬циями, и подобные особенности не могут не отра¬жаться на заключаемых ими административных до¬говорах. Во-первых, органы государственного уп¬равления в отличие от иных государственных орга¬низаций обладают правотворческими полномочи¬ями, что позволяет им, в частности, заключать ад¬министративные договоры нормативного характе¬ра. Во-вторых, орган государственного управления является самостоятельным субъектом администра¬тивно-договорных отношений, и его участие в каче¬стве стороны в договоре является одним из необхо¬димых признаков для признания его администра¬тивным. Участие же других государственных орга¬низаций в административном договоре не является обязательным условием последнего. Поэтому пред¬ставляется более обоснованным выделение органов государственного управления из числа государ¬ственных организаций. Во-вторых, классификация первого автора является на сегодняшний день уста¬ревшей и потому не отражающей реального много¬образия административных договоров.

Договоры административного характера могут заключаться и между гражданами, однако при условии, что хотя бы одной из сторон органом государственного управления будут делегированы соответствующие государственно-властные полномочия. Как уже упоминалось ранее, органы государственного управления могут заключать между собой двухсторонние и многосторонние соглашения (договоры), в которых согласовываются управленческие действия сторон и подведомственных им учреждений.

По критерию содержания договора выделяют следующие разновидности административных до¬говоров:

Д.Н. Бахрах: договоры о компетенции; о совме¬стной деятельности; о выполнении государствен¬ных заказов.

Ранее по этому же критерию автор подразделял административные договоры на правотворческие и правоприменительные .

Трудно согласиться с позицией Д.Н. Бахраха кото¬рый, справедливо выделяя правоустановительные и правоприменительные административные договоры, указывает в качестве основания такой классификации содержание

Заключение:

Таким образом, важность проблемы административного договора не вызывает дискуссий среди ученых административистов. Тем не менее ее малоизученность и относительная новизна требует дополнительного рассмотрения. Админи¬стративно-правовой договор— это новое и еще недостаточно осмысленное явление, ибо сама природа государственного управления предполагает императивность односторонних юриди¬чески-властных волеизъявлений, а договорные связи исходят из равенства их участников. Анализ литературы, посвященной проблеме административ¬ного договора, показывает, что, как правило, авторы лишь кон¬статируют факт появления в России признаков горизонтальных договорных отношений, связанных с разграничением полномо¬чий либо их делегированием исполнительными органами влас¬ти Российской Федерации, ее субъектов, местной администра¬цией, а равно с координацией деятельности равнозначных субъектов в определенных сферах и отраслях деятельности, в объединении в целях использования ресурсов и т.д. Немаловажным сдерживающим фактором является и отсутствие в законодательстве РФ форм пра¬вового регулирования публично-правового договора.

Практическая целесообразность и ценность административно-до¬говорной формы взаимоотношений участников управленческих отно¬шений в том, что самообязательства сторон расширяют и углубляют непосредственное общение участников административного договора, делают его более доверительным и эффективным. Средством обеспе¬чения административно-договорных обязательств сторон могут высту¬пать меры дисциплинарного, политического, материально-финансо¬вого характера, и при определенных условиях административный договор может быть весьма оптимальной формой согласования инте¬ресов и возможностей сторон.

Особую актуальность приобретает проблема административ¬ного договора как одной из административно-правовых форм осуществления управленческих действий. Актуализация пробле¬мы административного договора на фоне осуществляемых ныне преобразований, обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также раз¬витием договорных начал в публично-правовых отношениях. Публично-правовые установления направляются сегодня не только на традиционное укрепление дисциплины и повышение ответственности в сфере исполнительной власти, но и на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, реализуемых путем применения договорных инструментов как на уровне государственной администрации, так и на уровне органов местного самоуправления.

Похожие работы на данную тему