Введение:
Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность права западноевропейского средневековья.
Главным содержанием средневековой эпохи, которое определило ее особенности, было возникновение и развитие нового общественного строя — феодального. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция. Первый – раннефеодальный (конец 5 – середина 11 в.); феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета ( середина 11 – конец 15 в.). Третий позднее средневековье ( конец 15 – начало 17 в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западноевропейской политико-юридической мысли.
Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.
Подходы к организации права оказались разными для каждой страны, однако по прошествии многих лет на современном этапе развития права мы можем классифицировать эти системы. Разнообразие правовых систем во многом зависит от особенностей способа правообразования. В юридической науке такая классификация проводится по исторически-территориальному признаку, а если быть точнее, то по национальному.
Цель работы – изучить становление средневекового права в феодальной Западной Европе
Глава 4:
Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.
Несмотря на указанный процесс унификации германского права, нормы "общего германского права" имели в основном рекомендательный характер и зависели от степени их "признания" в германской земле. Правовые системы складывались преимущественно по отдельным территориям—государствам Германии.
Основным источником права Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются "Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало". "Саксонское зерцало" состояло из двух частей: 1) земское право, регулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения между свободными гражданами шеффенского сословия и 2) "ленное право", регулирующее отношения вассалитета между феодалами. Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Германии. "Швабское зерцало", регулировавшее приблизительно те же вопросы, преобладало на юге Германии.
В Германии были выработаны некоторые общие правовые принципы и институты, которые, будучи добровольно признанными различными политическими единицами, составили основу "общего права" Германии. Такие принципы формировались как на базе универсальных норм обычного права германцев, так и на законотворческой деятельности германских императоров в XII — первой трети XIII в., которая затем фактически прекратилась и активизировалась только в XVI в. Так называемые "статуты мира", периодически издаваемые императором и рейхстагом в XII—XIII вв., содержали общие нормы, относящиеся к охране собственности и жизни и угрожавшие похитителям, поджигателям, убийцам и другим "нарушителям мира" различными наказаниями. В период с 1103 по 1235 г. таких "статутов мира" было издано около 20.
Значительное развитие торговое право получило в североитальянских землях Германской империи, где образовались городские коммуны, объединенные в так Называемую Ломбардскую лигу (Верона, Венеция, Бергамо, Милан, Парма, Болонья и др.). Здесь впервые была проведена систематизация торговых обычаев ("Книга обычаев" Милана 1216 года), осуществлялась запись решений торговых судов различных видов (морских, ярмарочных и т.п.).
Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве Германии. Все заключенные договора должны были носить письменную форму.
Семейное и наследственное право. Заключение брака и взаимоотношения между супругами регулировались каноническим правом. Имущественные отношения характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа.
Уголовное право и процесс. В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое "кулачное право", санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд. А фактически - произвол права "сильного".
С XI века начинаются попытки установления "земского мира" и ограничения "кулачного права". К нарушениям "земского мира" стали относить: 1) неподчинение церковным властям, 2) еретичество, 3) месть за
Заключение:
Средние века — это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху — в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) — континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты.
Исходный "строительный материал" средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI— XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, т.е. его усвоение и восприятие средневековым обществом.