Введение:
Практически во всех странах свобода объединения в политические партии и иные общественные объединения закреплена в конституциях данных стран.
Политическая система общества, является частью общей правовой системы государства и представляет из себя «систему социальных институтов государственно – организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели».
Термин «политическая система» в большинстве стран не употребляется, но «законы этих стран регулируют те или иные звенья стороны, элементы политической системы: государство, политический режим, часто – политические партии, иногда политическую идеологию»
Актуальность изучения данной темы, как раз и подчеркивается значимостью политических партий, как одним из основных институтов, оказывающих влияние на политическую систему общества.
Неслучайно, усиление эффективности правозащитных институтов и всей правовой системы возможно лишь при условии построения сильного правового и социального государства, обеспечивающего упорядоченность и урегулированность общественных процессов; координацию и согласованность интересов различных общественных групп и политических сил.
Конституция Российской Федерации в Главе 1 закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, основы политической системы общества и т.д.
Государство утрачивает свое безраздельное господство и в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность.
Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, свободно набирать членов в свои ряды.
В то же время государство обязуется соблюдать по отношению к партиям, их деятельности нейтралитет: оно не может провозглашать какую-либо одну партию в качестве ведущей, основной силы политической системы общества, создавать какие-либо льготы и преимущества для деятельности одних партий перед другими.
Предметом изучения данной работы являются непосредственно политические партии, их создание и регулирование деятельности.
Цель работы – дать понятие политических партий, раскрыть механизмы регулирования их деятельности и показать значение в политической системе общества.
Глава 2:
В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного ( иногда – явочно-регистрационного) порядка: никаких предварительных уведомлений или разрешения властей при создании партии не требуется. Партии сами определяют свои цели, структуру, внутреннюю организацию, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами.
Политические партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением массового рабочего движения.
Существование сейчас политические партии по организационной структуре можно к двум основным типам:
- организационно оформленным;
- организационно неоформленным.
В партиях первого типа члены партии получают партийные билеты и платят партийные взносы.
В организационно неоформленных партий нет официального членства, а для того чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.
В разных странах юридическая процедура создания политической партии имеет свои особенности.
Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, причем при этом требуется в разных странах свой срок состояния в гражданстве (в Тунисе – 10 лет).
Членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста.
Иногда закон запрещает гражданам состоять более чем в одной партии (Республика Кабо – Верде).
Во многих государствах членами партий не могут быть военнослужащие, работники органов внутренних дел, национальной безопасности. Так, в Болгарии при поступлении на работу в такие ведомства лицо должно письменно заявить, что не состоит в какой – либо партии.
Как уже отмечалось, в подавляющем большинстве государств партии строятся на основании индивидуального членства: в партию принимаются по заявлению вступающего. В других странах членами партий считаются все, кто проголосовал на выборах за кандидатов данной партии.
Более подробно хотелось бы остановиться на правовом регулировании создания политических партий в Российской Федерации.
Понятие политической партии является основополагающим при определении административно-правового статуса партии как особого вида общественного объединения. Критерии, которым должна соответствовать политическая партия, также заложены в законе.
Первый, и наиболее важный критерий - численный. Закон четко регламентирует численный состав политической партии - не менее десяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации –региональные отделения численностью не менее 100 человек, в остальных –не менее 50 человек.
Вторым критерием является обязательное участие в выборах. Если прежнее законодательство позволяло политической общественной организации, продекларировав в основных целях и задачах участие в избирательной компании, фактически в ней не участвовать, то в настоящий момент в законе прописаны жесткие требования.
Заключение:
Любое современное цивилизованное общество признает право своих граждан на политические права.
Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни страны, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть.
Политическая система общества, является частью общей правовой системы государства и представляет из себя систему социальных институтов государственно – организованного общества, осуществляющих определенные политические функции, одним из которых и являются политические партии.
В работе дано определение политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях борьбы за государственную власть.
Кроме того, в работе показаны существенные признаки, характерные для политических партий в законодательстве ряда стран.
В разных странах юридическая процедура создания политической партии имеет свои особенности.
Несмотря на ту свободу, которая предоставляется политическим партиям при их создании и деятельности, существует государственное регулирование деятельности политических партий. Регистратор обязан следить за соответствием деятельности партии конституции, законодательству, уставу и программным документам партии.
При нарушении этих документов политическая партия подвергается ответственности, которая имеет определенную процедуру вплоть до ликвидации политической партии.