Основная часть:
Появление и развитие технических средств общения обусловило формиро-вание нового социального пространства – массового общества. Данное общест-во характеризуется наличием специфических средств связи – средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ в. при-вело к изменению мировосприятия, трансформации, “дегуманизации” культу-ры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоре-тическое осмысление феномена массовой коммуникации. В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:
1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосаб-ливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить: конструкционистскую модель Вильяма Гэмсона; “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.
2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.).
Г.Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуни-кации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содер-жания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, пере-даваемым средством общения, является само это средство. По мнению Г.Маклюэна, телевидение - это не труба, по которой можно передавать все, что угодно. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а пере-дает сообщению свои свойства. Все, что передается по телевидению, само ста-новится телегенным. Телевидение, собирая на экране все времена и простран-ства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение со-общает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вы-нужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телеви-зионного изображения. Телезрителю приходится соотносить разрозненные со-общения между собой, формируя “шарообразный космос мгновенно возни-кающих взаимосвязей”. На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате телевидение активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия информации. Деятельность средств массо-вой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо со-бытий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека дейст-вовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации, таким образом, формируют свое, мифологи-ческое пространство. Исходя из этого, Г.Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронно-го окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, поро-ждающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой ком-муникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой ком-муникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительно-сти, проницаемости, просвещенности. Однако, усматривая в телевизионном по-колении позитивные установки, Г.Маклюэн довольно пессимистично отзывался о его практических достижениях. Телевизионное поколение, по мнению Г.Маклюэна, с одной стороны, – творец настоящего, а, с другой, – его жертва.
Свою задачу в исследовании роли средств массовой коммуникации Г.Маклюэн видел в том, чтобы понять развитие элементов культуры как сово-купности средств общения. Смена исторических эпох рассматривается им как переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средст-во общения, понимаемое Г.Маклюэном как технологическое продолжение ор-ганов человеческого тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полно-стью меняется весь сенсорный баланс – соотношение органов чувств в воспри-ятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации обще-ства. Так, если эпоха племенного человека характеризовалась стесняющим об-щение господством устной речи, ......