Введение:
Страх - явление инстинктивное, следовательно неуправляемое. И страх может как помочь, так и помешать. Гораздо надежнее доверять в таких случаях разуму а инстинкту. Страх - побудительная причина, а разум - инструмент для достижения целей.
Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций. В "Философ-ском энциклопедическом словаре" утверждается, что "страх в психологии - от-рицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценно-стям (идеалам, целям, принципам и т.д.)". В "Кратком психологическом слова-ре" страх трактуется как "эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическо-му или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности".
Н.И.Рейнвальд считает, что "потребность в самосохранении может, в зави-симости от обстоятельств, выразиться в пассивно-оборонительной эмоции страхе".
Р.М.Грановская в работе "Элементы практической психологии" соглаша-ется с тем, что "самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи...".
Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внут-реннего "Я" личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию. Она проявля-ется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и ком-муникативных умений субъекта общения. Страх - явление динамичное. Моду-сы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это дает возможность построить такой дина-мический ряд страха.
Глава 3:
Призыв Ж.-П. Сартра к освобождению от страха преимущественно в мире ирреальных сущностей вызывает широкую и серьезную критику. Так, напри-мер, 3. Фрейд утверждает: «С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но если в стихиях бушуют страсти, как в твоей собственной душе, если даже смерть не стихийна, а представляется собою насильствен¬ное деяние злой воли, если повсюду в природе тебя окружа-ют существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты об-легченно вздыхаешь, чувствуешь себя, как дома, среди жути, можешь психиче-ски обрабатывать свой безрассудный страх». Справедливости ради заметим, что сам Ж.-П. Сартр также, видимо, замечал ущербность процедуры мысленно-го проецирования состояния страха на плоскость недетерминированных ирре-альных образов, поскольку писал, например: «Человек существует лишь на-столько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следователь¬но, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь».
Выдвинув в качестве предела человеческого существования Ничто, М.Хайдеггер задает вопрос: «Случается ли в бытии человека такая настроен-ность, которая подводит его к самому Ничто?» И отвечает на него следующим образом: «Это может происходить и дей¬ствительно происходит — хоть доста-точно редко — только на мгновения, в фундаментальном настроении ужаса (страха). Под этим «ужасом» мы понимаем не ту очень частую склонность ужа-саться, кото¬рая, по сути дела, сродни излишней боязливости. Ужас в корне от-ли¬чен от боязни. Мы боимся всегда того или другого конкретного сущего, ко-торое нам в том или ином определенном отношении угрожает. Боязнь перед чем-то касается всегда тоже чего-то определенного. Поскольку боязни присуща эта очерченность причины и предмета, боязливый и робкий прочно связан ве-щами, среди которых находятся. В стремлении спастись от чего-то — от этого вот — он теряется в отношении остального, т. е. в целом "теряет голову."
Сегодня уже мало кто сомневается в необходимости корректировки всех наших планов с человеческим содержанием развития общества. Однако «чело-веческие» измерения этих планов и их социальных последствий остаются во многом лишь декларируемыми пожеланиями. Применительно к теме нашего исследования это означает реальность такой проблемы: помимо уже сущест-вующих (консервативных) структур, являющихся основой воспроизведения со-циального страха, новые формы социальной организации из-за невнимания к реальному человеку порождают и новые разновидности социального страха, что в ряде случаев существенно снижает эффективность этих, во многом про-грессивных, новаций. Так, например, сильнейшим источником социального страха, причем 6 его крайних, порой, трагических формах являются сегодня процессы национального самоопре¬деления ряда республик, экономической са-мостоятельности регионов страны, наконец, процессы политического обособ-ления традиционных (формальных) и нетрадиционных (неформальных) обще-ственных организаций. В связи с этим достаточно активно обсуждаются вопро-сы старых и новых форм диктатуры в «лице», например, центра (государства, ведомств), аппарата, бюрократии и т. п. Примечательно, что при этом и «ле-вые», и «правые», и «центристы» так или иначе обращаются к одним и тем же источникам — обобщению опыта революционных преобразований в трудах классиков марксизма-ленинизма.
Заключение:
Что же такое страх? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, ответить на него непросто и сегодня. Как известно, для определения какого-либо явле-ния необходимо прежде всего выяснить его родо¬вую сущность — включить в более широкий (в идеале, в предельно возможный) класс явлений, объясняю-щий природу данного явления, или, в гносеологическом плане, подвести поня-тие данного явления под более широкое. В истории становления понимания феномена страха и в его современных трактовках мы встречаемся с попытками опре¬деления страха как чувства, эмоции, аффекта, страсти, фрустрации. Заме-тим, что за каждым определением стоит солидная экспериментальная база, ре-зультаты экспериментов обобщены и оформлены как научные направления, выработаны соответствующие методики, ставшие во многом эффективными средствами профилактики невро¬зов, возникающих по поводу тех или иных раз-новидностей страха. вместе с тем следует признать, что обобщающей теории страха, при всей важности этого общественного феномена, пока еще не создал.
Очевидно, что тайны многих новых страхов еще только предстоит от-крыть, но важно и не приумножать количество уже известных, традиционных форм социального страха. Для этого необходим поиск их истоков, прояснение трансформаций и метаморфоз, а также определение причин их закрепления в основных сферах жизнедеятельности и сознания.