Контрольная работа по теме: Психоэмоциональный микроклимат

Название работы: Психоэмоциональный микроклимат

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

25 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ 5

2. ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ 9

3. РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ 13

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Выдержка:

Введение:

Сколько впечатлений, удовольствия и пользы приносят спортивные путе-шествия тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Но не каж-дый поход доставляет радость. Не всегда удается достигнуть намеченных це-лей. Бывают огорчения и разочарования. А бывает и так, что "лучший отдых" оборачивается трагедией. От чего зависит успех туристского путешествия? Очевидно, от множества самых разных причин. Большинство из них хорошо известны. Это, прежде всего, интересный, правильно построенный маршрут, соответствующий силам и опыту группы. Это, разумеется, и достаточная под-готовка каждого участника - физическая, техническая, а для руководителя - и тактическая. Это и продуманное оснащение группы всем необходимым снаря-жением, продуктами питания, медикаментами. Это, конечно, и строгое соблю-дение правил безопасности на маршруте. В какой-то степени это и благоприят-ная погода.

Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если меж-ду ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшест-виям. Значит, среди важнейших факторов успеха должен быть назван и психо-эмоциональный микроклимат в туристской группе. Вряд ли кто станет оспари-вать это. Тем не менее психологические факторы не всегда учитываются при организации путешествий или обучении инструкторов. По всем другим вопро-сам туризма существует общедоступная методическая литература, а маршрут-но-квалификационные комиссии и контрольно- спасательная служба тщательно проверяют готовность групп к предстоящим походам по соответствующим нормативам. Лишь психологическую подготовку каждый инструктор или руко-водитель проводит исходя преимущественно из собственного опыта, собственных ошибок.

Часть 4:

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившие-ся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отноше-ние к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет "психологической атмосферы – также группового эмоционального состоя-ния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Для оценивания некоторых основных проявлений психологического кли-мата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре лис-та (от +3 до -3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, ко-торая наиболее соответствует истине.

Следует иметь в виду, что оценки означают:

+3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2 – качество проявляется в большинстве случаев;

+1 – качество проявляется достаточно часто;

0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявля-ются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;

-1 –достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);

- 2 – качество проявляется в большинстве случаев;

Заключение:

Итак, успех путешествия определяется целым комплексом условий. Но са-ми понятия "успех", "удача" выражают субъективное отношение человека к со-бытиям. То, что одному кажется успехом, оставляет другого безразличным, а для третьего и вовсе выглядит, как неудача. Все зависит от того, что человек ждал, как заранее представлял оцениваемое событие. Естественно, что у каждо-го свой взгляд па вещи и каждый подходит к их оценке с собственной меркой, которая может не совпадать с меркой другого.

Значит, чтобы путешествие было успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы всех его участников. Но и этого недостаточно.

Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами имеет разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того, ре-альность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности - радостные или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую сторону.

Таким образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обоб-щенным требованиям:

1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня положи-тельных ожиданий (надежд) участников;

2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно слу-читься серьезных неприятных неожиданностей.

Неожиданности отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасе-ниям: человек осведомлен о принципиальной возможности неожиданных обо-ротов дела и опасается их, хотя не знает конкретно, в чем именно они могут заключаться.

Похожие работы на данную тему