Часть 1:
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имею-щих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система пись-менных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использо-вание средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие про-цессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функцио-нальных значениях представлена в разных формах: внешняя, внутренняя, мо-нолог, диалог, письменная, устная и т. д.
Внешняя – средство общения; внутренняя – средство мышления; письмен-ная – один из способов запоминания информации; диалог – двусторонний об-мен информации; монолог – процесс рассуждения.
С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формиро-вании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Ана-лиз того, как строится наглядное отражение действительности, как человек от-ражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный об-раз объективного мира, составляет значительную часть всего содержания пси-хологии.
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения ре-чи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций и столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до аб-солютного отождествления.
Глава 6:
Иногда может показаться, что мысль существует вне сло¬весной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще не-ясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по суще-ству одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мне¬ние ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что сущест-вуют слова-омонимы (слова с одина¬ковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может вы-ражать раз¬ные мысли, разные понятия.
В основе про¬цесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсиг-нальных временных нервных связей, опи¬рающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с по-мощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отраже¬ние связей и отношении) между предметами становится возмож¬ным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представля¬ют собой отвлечение от дей-ствительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная сис-тема и от¬крывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.
Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второ-сигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, вос¬принимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) ре¬чевые сигналы, с другой — произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соот-ветственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.
Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечи¬вает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его ра¬боты человек теряет способность различать, узнавать слова, хо¬тя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивает¬ся способность и к осмысленной речи. Двигательный центр ре-чи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра чело-век не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только спо¬собность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение При по-раже¬нии его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у не¬го сохра-няется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объеди¬няющая работу этих цен-тров деятельность коры в целом.
Заключение:
Если принять, что язык как таковой может быть представлен в виде отно-шения: выражение-выражаемое, то «языков» окажется больше, чем один, так как могут быть применены разные знаковые системы выражения. Если также принять, что любой язык есть средство общения людей, то должен существо-вать только один достаточно понятный язык, порождающий другие языки. Дей-ствительно, понимание может осуществиться только в том случае, когда у партнеров общения будет что-то общее. Общим для людей является предстоя-щая им действительность. Представления же как отражение действительности субъективны и не могут быть переданы непосредственно от одного партне¬ра к другому; поэтому нельзя узнать, какая часть содержания этих представлений совпадает у разных партнеров. Операция обозначения позво¬ляет выделить дис-кретные элементы содержания представлений, которые в знаковой системе на-турального языка могут передаваться от одного партнера к другому и сравни-ваться. В результатах формируются и каждым усваиваются общественно отра-ботанные понятия как критерии взаимного понимания. Взаимодействие внут-реннего, субъективного языка и натураль¬ного, объективного образует процесс мышления. Мышление —это об¬щественное, а не индивидуальное явление. Мысли вырабатываются в сов¬местной деятельности людей. Понимание – это перевод с натурального языка на в внутренний. Обратный перевод – высказы-вание.
В самом натуральном языке можно обнаружить новое взаимодействие двух языков. Для понимания необходима операция отождествления и вы¬полнение правил тождественных преобразований. В языке должны быть ком-поненты, позволяющие партнерам отличать тождественное от нетожде¬ственного. При помощи мета-языковой абстракции эта часть натурального язы-ка может быть выделена и представлена как особый язык, один и тот же во всех натуральных языках — это логика. Соблюдение правил такого языка в речах на любом натуральном языке называют логическим мышлением.