Курсовая теория по теме: Влияние двигательного дефекта на психическое

Название работы: Влияние двигательного дефекта на психическое

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

40 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП) 5

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 9

3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Выдержка:

Введение:

Предметом данной курсовой работы являются особенности формирования и развития психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачами работы являются:

 изучить общие закономерности психического развития детей с нормаль-ным и нарушенным двигательным развитием;

 изучить специфические особенности развития психики детей с наруше-ниями опорно-двигательного аппарата;

 раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие преодолеть воздей-ствие нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие;

 выявить наиболее эффективные методы коррекционного воздействия на развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дав им психологическое обоснование.

В центре внимания — дети с нарушениями опорно-двигательного аппара-та. К этой категории относятся дети:

 с детскими церебральными параличами;

 с последствиями полиомиелита;

 с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рас-сеянный склероз и др.);

 с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опор-но-двигательного аппарата.

Изучение клинических и психических особенностей людей с двигательны-ми нарушениями, а также изучение возможности их социальной адаптации на-чалось еще в середине XIX в. В.Литтл первым описал не только клиническую характеристику двигательных расстройств у детей с внутриутробными и родо-выми параличами, но и дал характеристику их речевых нарушений, особенно-стей личностного развития.

В России в начале XIX в. вопросами помощи детям и подросткам с двига-тельными нарушениями занимался Г. И.Турнер. Он пытался проводить ортопе-дическую коррекцию пораженных конечностей. Под его патронажем была ор-ганизована трудовая мастерская, в которой мальчиков с двигательными нару-шениями обучали профессиям.

Глава 4:

Диагностика детских церебральных параличей, как правило, не вызывает трудностей у медицинских работников. Тяжелые формы ДЦП выявляются уже на первом месяце жизни, более легкие формы ДЦП диагностируются несколько позже — примерно к 5-6 мес. Легкую и среднюю степени тяжести ДЦП часто бывает сложно выявить в первые дни жизни ребенка по той причине, что неко-торые симптомы церебрального паралича — движения конечностей, напоми-нающие движение ножниц, совершаемые ногами при спастическом параличе, непроизвольные атетоидные движения — это нормальные рефлекторные дви-жения ребенка на втором и третьем месяце развития.

В связи с этим бывают случаи гипердиагностики ДЦП, ошибки диагности-ки ДЦП в раннем возрасте. Л.Т.Журба исследовала 64 случая, когда диагноз ДЦП был поставлен в первом полугодии жизни и снят после 1.5-2 лет наблюде-ния. Характерными клиническими проявлениями, на основании которых ста-вился диагноз, были: повышенная возбудимость, затрудненность вскармлива-ния, вздрагивания при громком звуке, преходящее повышение мышечного то-нуса, ярко выраженные безусловные рефлексы, задержка формирования вы-прямляющих рефлексов туловища в положении на спине и на животе, отстава-ние в моторном развитии. Неврологическая симптоматика наиболее ярко была выражена в первом полугодии жизни. После того как ребенок начинал тянуться к игрушке, поворачиваться со спины на живот, она ослабевала, нормализовался тонус мышц, угасали безусловные рефлексы и к 1-1,5 годам, а иногда и раньше дети догоняли своих сверстников в развитии. В дальнейшем у 26 детей были выявлены симптомы ММД.

Таким образом, исследования показали, что неврологическая симптомати-ка, имеющая место у грудных детей, не всегда свидетельствует о развитии ДЦП.

Однако на ранних сроках развития ребенка важно не только выявить ДЦП, но и определить уровень его психического развития, осуществлять постоянную динамическую диагностику психической сферы, особенностей личности, осо-бенностей формирования деятельности, предотвращать возможность появления вторичных и третичных отклонений в развитии. Немалая роль в этом процессе принадлежит воспитателю детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очевидно, что ведущая роль в работе по психопрофи-лактике, психодиагностике, психокоррекции и психологическому консультиро-ванию принадлежит педагогу-психологу дошкольного учреждения. Именно он должен являться координатором работы по данным направлениям и осуществ-лять свою деятельность в тесном взаимодействии с воспитателями, дефектоло-гом, логопедом и другими специалистами.

К обследованию ребенка с ДЦП применимы все основные принципы и ме-тоды психологической диагностики, использующиеся в детской и специальной психологии. Однако эти методы необходимо реализовывать с учетом структуры дефекта ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, что и требует участия в диагностической процедуре педагога-психолога.

Метод беседы, например, может быть применен не ко всем дошкольникам с ДЦП. Это связано в основном с особенностями становления у них речи. Большинство детей имеют грубые нарушения звукопроизношения и недоразви-тие лексико-грамматиче-ской стороны речи, поэтому при проведении стандар-тизированной или свободной беседы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его речевого и интеллектуального развития. (Бе-седы с родителями, анкетирование родителей могут дать важный диагностиче-ский материал о положении ребенка в семье, об условиях воспитания, о типе воспитания, о взаимоотношениях родителей, родителей и ребенка, ребенка со сверстниками и взрослыми.)

Заключение:

Помимо работы, направленной на формирование и коррекцию познава-тельных психических процессов, большое значение имеют меры по предупреж-дению у детей патохарактерологического формирования личности. Здесь осо-бенную важность имеют правильные условия воспитания ребенка в детском са-ду и в семье. Воспитатель должен разъяснять родителям пагубность гиперопе-ки, он должен развивать в детях самостоятельность, активность, инициатив-ность, волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, черты характера, которые позволят ребенку в Дальнейшем адекватно адаптироваться в обществе.

Важное место в развитии личности ребенка с ДЦП занимает преодоление страхов. Известно, что страх у здорового ребенка возникает тогда, когда он сталкивается с незнакомыми явлениями.

У ребенка с ДЦП представления об окружающем крайне скупы. Поэтому очень важно постепенно расширять его кругозор, знакомить с различными предметами и явлениями, приучать ребенка к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Важное значение для предупреждения стра-хов и развития таких отрицательных черт личности, как неуверенность, боязли-вость, имеет воспитание у ребенка активности. Он должен выполнять в доме и в группе посильную работу, его необходимо учить (с учетом двигательных возможностей) самостоятельно есть, одеваться, прививать элементарные куль-турно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Родители детей с ДЦП часто умышленно ограничивают круг общения де-тей, аргументируя такую изоляцию ребенка желанием уберечь его от внешних негативных воздействий, стыдом и др. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь предугадать все его желания, родители не формируют у ре-бенка потребности пользоваться речью. Это приводит не только к отставанию в речевом развитии, но и к негативным особенностям в развитии личности.

Правильная коррекция нарушенных и ослабленных психических функций в старшем дошкольном возрасте является важным звеном профилактики тех за-труднений, которые почти всегда возникают при обучении детей с церебраль-ными параличами письму, чтению, счету, а позже — при освоении геометрии, черчения, географии.

После завершения дошкольного образования дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут получить образование в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами либо в мас-совой школе, если это позволяет состояние ребенка. В основу обучения в спе-циальных школах положена программа общеобразовательной или вспомога-тельной школы. Дети, обучающиеся по программе массовой школы, получают неполное среднее образование за 10 лет, полное среднее — за 12 лет.

Похожие работы на данную тему