ВВЕДЕНИЕ
Проблема установления гуманных взаимодействий и взаимоотношений между субъектами педагогического процесса была предметом внимания иссле-дователей на протяжении всей истории педагогики. Как отмечал В. Н. Сорока-Росинский, директор школы им Ф. М. Достоевского, самым важным в любой школе, в воспитании любого школьного коллектива является преодоление того противостояния учащихся и педагогов, которое здесь бывает всегда и которое во всех случаях не так-то легко преодолеть. «Мы» — это учащиеся, «они» — это учителя — такова краткая формула этого противостояния. И не только в те далекие годы, когда начиналась советская школа, но и в наши дни лучшим кри-терием воспитательной работы любой школы, любого педагога является уме-ние преодолеть это противостояние.
1. КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИЦИНЫ, СТОРОНЫ, ДИНАМИКА
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – столкновение противопо-ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппо-нентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит си-туация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо по-воду, либо противоположные цели или средства их достижения в данных об-стоятельствах, либо не совпадение интересов желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необхо-дим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.