Введение
Сложность освоения системы психологических понятий определяется спецификой предмета психологии. Спе¬цифика эта заключается в том, что каждый человек при знакомстве с данными психологии, будучи носителем психики и обладая возможностью наблюдать об¬суждаемые явления «изнутри», может, как кажется, выступать в качестве «экс¬перта» по проверке излагаемых положений.
Проверка эта не всегда оказывает¬ся удачной, а результаты - убедительными в силу того, что для получения одно¬значного результата в психологии очень часто необходимо соблюдать и учитывать большое количество условий. Практически любой психологический феномен, любой психологический эффект является следствием множества объективных и субъективных факторов, и поэтому их воспроизведение требует тщательной организации.
1. Общая характеристика эмоций и чувств.
Когда человека хотят изобразить существом, лишенным че¬ловеческих качеств, прибегают к двум крайностям: либо представляют его по¬добным автомату, роботу, бесстрастно вычисляющему преимущества и недо¬статки своего положения в данной ситуации, либо, наоборот, уподобляют его животному, которое ведет себя импульсивно и эмоционально, непосредственно реагируя на происходящие события без учета возможных последствий. И наобо¬рот, когда хотят придать роботу человеческие качества, его наделяют чувствами, способностью к состраданию и даже некоторой долей безрассудства. «Очелове¬чивание» же животного связывается с приданием его поведению большей сдер¬жанности, рассудительности и целеустремленности.