Вопросы по теме: Вопросы по философии

Название работы: Вопросы по философии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Философия

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Мировоззрение человека. 2

2. Исторические типы мировоззрений: мифологическое, религиозное научное, философское, их особенности. Экологическое мировоззрение. 2

3. Основные аспекты философского знания. 3

4. Истоки китайской традиции и культуры. 3

5. Основные философские школы Древнего Китая. 4

6. Древнегреческая философия: основные школы, мыслители, проблемы. 4

7. Первые философские школы Древней Греции: Милетская школа, Гераклит Пифагорейцы, Элеаты, Атомисты 4

8. Основные положения Сократовской философии. 5

9. Платон: онтология, гносеология, теория государства. Взгляды на природу человека. 6

10. Энциклопедический характер философии Аристотеля. Аристотель о взаимодействии природы и человека. 6

11. Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики скептики). 7

12. Особенности средневековой философии и ее основные этапы. Экологическое сознание средневековья. 8

13. Философия Августина. 8

14. Проблема веры и разума. 8

15. Философия Фомы Аквинского и решение им проблемы соотношения веры и разума. 9

16. Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построение новой картины мира (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). 9

17. Реформация и ее роль в становлении нового типа философствования Мартин Лютер. 10

18. Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 10

19. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители. 11

20. Основные этапы развития позитивистской философии от О. Конта до Т. Куна. 11

21. Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше). 11

22. Философия русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский). Природа и человек в понимании русских космистов. 12

23. Осмысление философами XIX века Русского пути (славянофилы, западники, почвенники). 13

24. Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм). 14

25. Философия Зигмунда Фрейда и эволюция фрейдизма. 15

26. Бытие как философская категория, история ее становления. 16

27. Основные формы бытия и проблема субстанции. 17

28. Многообразие концепций происхождения и сущности человека. 18

29. Сознание как условие воспроизведения человеческой культуры. 19

30. Мозг, психика, интеллект. 20

31. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального познания. 20

32. Научное познание и его специфические признаки. 22

33. Проблема истины 23

34. Идея развития и ее философское воплощение. 24

35. Системная организация общества 24

36. Особенности философского осмысления социальных отношений. 25

37. Культура и цивилизация. Единство и многообразие их форм, особенности взаимодействия 26

38. Основные противоречия развития природы и общества. 26

39. Человек, индивид, личность. Свобода личности. 27

40. Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл. 28

41. Роль философии в решении глобальных проблем. 29

42. Экологические проблемы: сущность, структура. 30

43. Особенности экологического сознания стран Древнего Востока, Древней Греции. 30

44. В.Вернадский: учение о ноосфере. 30

45. Развитие экологических идей в XX веке. 31

46. "Университетская этика " (Т.Торо, М.Ганди, А.Швейнер ). 31

47. Биоцентризм (Эмерсон, Кэтлин, Лоц, Элне, Олматед). 32

48. Пути перехода к устойчивому развитию. 32

Выдержка:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Мировоззрение человека.

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим обществом, социальной формой движущей¬ся материи. В первом приближении к мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объек¬тов. В более строгом значении под мировоззрением следует пони¬мать относительно стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся, прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.

Сущность мировоззрения заключается в интегративной направ¬ленности, которая является не только теоретической, но и практической его задачей. Мировоззренческая деятельность имеет своей глав¬ной целью идейное (идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.

28. Многообразие концепций происхождения и сущности человека.

В современной философской антропологии, несмотря на многообразие подходов и характерологических дефиниций, можно выделить три основные концепции происхождения и сущности человека: монотеистическая теологическая, атеистическая и, условно, эзотерическая. Каждая концепция, при этом, подвергается критике, в разной степени обоснованной.

Монотеистическая теологическая концепция основывается на библейском: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». В ней утверждается происхождение человека от Бога, в чем, соответственно, признается его сущность. Критическое отношение к религиозной вере в целом служит основанием ее неприятия.

Атеистическая концепция наиболее ярко представлена марксизмом. Она напрямую связанна с эволюционизмом и материалистическим пониманием истории; отстаивает определяющую роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, и возводит его сущность к совокупности общественных отношений. Критика данной концепции обретает все более веские качественные и количественные аргументы. Так, М. Кремо и Р. Томпсон показывают, что для подтверждения эволюционной теории происхождения человека множество фактов либо подтасовывались, либо скрывались в результате так называемой «фильтрации знаний», а множество археологических данных напрямую опровергают ее. Достаточно обоснованную критику марксистской теории происхождения и сущности человека дает Т. М. Алпеева.

Похожие работы на данную тему