Содержание
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.
Боязнь, демократия, квартал, петля, поставщик, доллар, похороны, обесценить, ободрить, откупорить, толика, углубить, договор, сантиметр, разминуться, премировать, возбуждено, хозяева, предвосхитить, феномен, созыв, выборы, снадобье.
Задание 2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. В лучшем положении оказалось предприятие «Восток». 2. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места. 3. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть доказательства в пользу этой гипотезы. 4. После дебюта актриса стала получать предложения сниматься за границей. 5. На научном семинаре автор изложил суть этой книги. 6. Инициатором движения являются экономические ассоциации. 7. Парадокс: я говорю, а вы меня не слушаете. 8. Внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение. 9. В январе у нас первая сессия. 10. Кортеж двигался к центру Москвы.
Задание 3. Определите значение иностранных слов, употребляемых в области политики и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 (можно любое другое издание). Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.
Нувориш
Мониторинг
Нонсенс
Лоббизм
Лимит
Легитимный
Апелляция
Компетенция
Конформизм
Конфронтация
Конъюнктура
Инновация
Верификация
Задание 4. Вспомните склонение составных количественных числительных и напишите прописью числительные в нужной форме.
К 3045+157
От 964-89
Предложение принято 475 голосов против 34 голосов.
Деревня находится в 163 километрах от города.
На конференцию явилось более 856 делегатов.
Я согласен с мнением 456875923 человек.
Задание 5. В следующих предложениях найдите грамматико-стилистические ошибки и перепишите их в исправленном виде.
1. Глава администрации распределяет, управляет имуществом и финансами. 2. Новация стала объективно полезной, т.к. она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 3. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок не имеет и нуждается в лидере. 5. Граждане, оплатите за проезд. 6. Вы сходите на этой остановке?
Задание 6. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. При затруднении пользуйтесь либо толковым словарем, либо словарем паронимов (см. указанную литературу).
1. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 2. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактичный, тактический) решения. 3. Он привык работать без надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 4. Он дал мне (дружеский, дружественный) совет. 5. Работая в системе профсоюзов, он часто занимал (выборочный, выборный) должности. 6. Необходимо учитывать (факты, факторы), определяющие развитие экономики.
Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Прив…легия, пр…тензия, пр…митивный, инц…дент, прец…дент, пр…стиж, пр…зидиум, пр…тензия, пр…имущество, д…рматин, юрис…консульт.
Задание 8. Отметьте слова, в которых сочетание (чн) произносится как (шн).
Скучно, молочный, срочный, пустячный, конечно, двоечник, прачечная, булочная, верёвочный, суточный, нарочно, скворечник.
Задание 9. Напишите небольшое речевое произведение на тему «Береги платье снову, а честь смолоду» (для студентов экономического факультета), в котором должны быть зачин, основная часть и заключение. На зачете выступите с этой речью без текста.
Задание 10. Дайте определение понятиям «культура речи», «речевое поведение», «общение», «речевой этикет». Приведите примеры нарушения речевого этикета.
Задание 11. Прочитайте статью Улуханова И.С. «О новых заимствованиях в русском языке» (ж. «Русский язык в школе», 1994, М 1), напишите реферат, используя план его составления на стр. 133-134 данного пособия.